«УГ Москва», №52 от 26 декабря 2017 года Статья: Хореографический ансамбль народного танца «Покровочка».

Автор: Борсова Наталья Анатольевна, педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ.

Хореографическому ансамблю народного танца «Покровочка», существующему в Центре эстетического воспитания детей – многопрофильном учреждении дополнительного образования детей (Покровский бульвар, д. 10), уже 17 лет.

Педагоги этого объединения: Борсова Наталья Анатольевна и Синькова Татьяна Викторовна, концертмейстер Гаделия Лука Зурабович считают, что изучение русского народного творчества – одно из важных направлений в воспитании детей и подростков, потому что оно помогает становлению личности каждого ребёнка. С помощью образов танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изделия из глины, резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен, создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Хороводы, кадрили, виртуозные пляски и др. говорят о богатстве и большом разнообразии русского народного танца. «Не могу назвать, – сказал об этом наш старейший балетмейстер Игорь Моисеев, – более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору». А известная балерина Лидия Лопухова говорила: «Мы, русские, – прирожденные танцоры – это у нас в крови».

Педагоги «Покровочки», понимая непреходящее значение народного танца в жизни ребенка, разработали оригинальную общеразвивающую программу.

Программа рассчитана на 7 лет, имеет три модуля (ознакомительный, базовый, углубленный) и ориентирована на детей от 8 до 15 лет, имеющих склонность к танцевальной деятельности. В ходе занятий используются разнообразные и доступные движения классического и народно-сценического танца, элементы акробатики и актерского мастерства. Широко используются коллективные и индивидуальные методы работы с учащимися: беседа, рассказ, игра, метод погружения в образ, показ видеоматериала и др.

В программе используется система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (по технологии творчества И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова). Это происходит через постановку и реализацию следующих положений:

  • выявить, учесть и развить творческие способности;
  • приобщить обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (по И.П. Волкову);
  • обучить творческой деятельности;
  • ознакомить с приемами творческого воображения (по Г.С. Альтшуллеру);
  • воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножать общественную культуру (по И.П. Иванову).

В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. И, конечно, они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства.

Чтобы вырастить поколение танцоров в ансамбле, требуется 7 – 8 лет. Дети, как правило, занимаются здесь до окончания средней школы. Первые годы являются базовыми, они позволяют заложить основы танца. Последние три года дают участникам ансамбля возможность раскрыться в полную силу. Растет техника исполнения, актерское мастерство. Коллектив часто выступает на концертах, фестивалях, конкурсах в округе, городе.

В 2013 году коллектив «Покровочка» получил звание «Образцовый коллектив». За 17 лет своего существования ансамбль «Покровочка» неоднократно завоевывал звание лауреата и дипломанта международных, всероссийских и городских конкурсов и фестивалей.

На сегодняшний день репертуар ансамбля насчитывает 22 танца.

Среди них: девичий лирический; кадриль; русский перепляс и др.

За годы работы в ансамбле занимались более 700 детей. Из них 12 выпускников связали свою жизнь с хореографическим искусством: закончили Московское хореографическое училище при Большом театре, Академию балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге, Московский государственный институт культуры.

Удачной и эффективной формой работы ансамбля является мастер-класс для родителей и будущих членов нашего коллектива. Мы используем мастер-класс на Дне открытых дверей, итоговых занятиях, родительских собраниях, во время работы групп кратковременного пребывания в каникулярный период. Особой популярностью эта форма работы пользуется на творческих встречах, семинарах педагогов-хореографов.

Этапы работы мастер-класса.

I этап (подготовительный, организационный) – педагоги вместе с концертмейстером ставят проблему, работают над сценарием, определяют ход работы и результаты.

II этап (организационно-содержательный) – представление педагогов, рассказ о работе ансамбля, демонстрация его работы, комментарий.

III этап (заключительный) – подведение итогов, выступления зрителей, оценка результативности, представление многолетнего опыта ансамбля «Покровочка».

На мастер-классах выступают три основные группы хореографического ансамбля: младшая (8 – 10 лет), средняя (10 – 12 лет) и старшая (13 – 15 лет).

Для четкого и результативного проведения занятия существует примерный план:

  • вводная часть – 3 – 4 мин;
  • коллективно-порядковые и ритмические упражнения – 7 – 8 мин;
  • упражнения для развития техники танца – 7 – 10 мин.
  • элементы танца, танцевальные комбинации, танцы – 25 – 30 мин.

Продолжительность каждой части занятия и распределение программного материала могут изменяться в зависимости от степени подготовленности, возраста, способностей обучающихся, сложности материала. Но на каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии. Учитывая, что в хореографический коллектив часто принимаются дети без специального отбора, педагог не копирует методы занятий и репертуарную линию профессиональных хореографических училищ, так как цели, задачи и условия работы в хореографических коллективах в системе дополнительного образования отличаются от профессионального и хореографического образования. Тем не менее, занятия в системе дополнительного образования приучают детей к сотворчеству, развивают у них художественное воображение, ассоциативную память, словом, все творческие способности.

Главным же остается процесс обучения детей основам хореографии. На этом этапе обучения дается материал по основным 6 разделам:

  1. Азбука музыкального движения.
  2. Элементы классического танца.
  3. Элементы народно-сценического танца.
  4. Элементы историко-бытового танца.
  5. Элементы эстрадного танца.
  6. Танцевальная импровизация.

И только овладев этими основами танца, ребенок уже может быть принят в концертную группу детского хореографического ансамбля «Покровочка», где доводит свое мастерство до более совершенного уровня.

В основной части мастер-класса идет демонстрация результативности освоения программного материала. Обращается особое внимание на возрастные и психологические особенности детей.

Младшая группа (8 – 10 лет).

Кроме физических и ритмических движений, партерного станка увеличивается работа у палки. При этом ребенок получает знания движений «плие», «гранд плие», «Ронд де жамб» и других, но стоя лицом к станку. Это позволяет обучающимся грамотно усвоить движения классического танца в расклад, то есть по частям. В дальнейшем эти движения переносятся на середину зала, так же, как и более сложные, танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений. В народно-сценическом танце по принципу классического изучается свой экзерсис. Аналогичные позициям классического танца – те же пять открытых позиций ног, переводы ног из позиции в позицию, движение руки в координации с движением ноги, приседания, выведение ноги на каблук, носок и т.д. Для развития танцевальности вводятся элементы народного русского, белорусского, украинского, итальянского танцев.

В этой же группе начинают изучать простые особенности и разновидности историко-бытового танца – поклоны, шаги, наклоны головы и т.д. Но к практическим занятиям приступают только тогда, когда педагог дал обучающимся необходимые теоретические знания на примере сказочных спектаклей – балетов «Золушка», «Спящая красавица» и др.

Новым в обучении младшей группы является танцевальная импровизация, причем в эту импровизированную деятельность вовлекаются все ребята.

Задание на мастер-классе: передать веселое настроение музыкального этюда «Цирк» М. Дунаевского через образ лошадки, клоуна, дрессировщика и т.д.

Средняя группа (10 – 12 лет).

В эту группу поступают дети, наиболее благоприятного для начала занятий хореографией возраста. Они более развиты в физическом и умственном отношении, поэтому весь материал, который дети младшего возраста проходят за год, усваивают значительно быстрее. Возвращение к азам, полученным в предыдущих группах, полезно, так как дает им возможность осознать и закрепить уже полученные навыки.

Так, в классическом танце изученные движения повторяются в более ускоренном темпе. Дополнительно изучается уровень подъема ног, идут развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсисе у станка, увеличение количества упражнений, развитие устойчивости. Наряду с этим вводится более сюжетная координация – за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине, происходит усложнение учебных комбинаций, вводится элементарное адажио. Начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой поворотов на двух ногах.

Народно-сценический танец включает в себя изучение у станка элементов танца разных народностей. Затем их можно перенести на середину зала, так же, как и более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений обучающихся. Вводится мужской класс, где мальчики отдельно от девочек (у станка и на середине) разучивают исполнение трюков, сложных хлопушек, проходок.

Старшая группа (13 – 15 лет).

Основными задачами этой группы являются: повторение и закрепление предыдущего материала, проверка точности и частоты их исполнения, выработка устойчивости работы на полупальцах, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях.

Что касается народно-сценического танца, то продолжается изучение новых элементов у станка и на середине, увеличивается количество элементов парного танца, развивающего навыки общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского, молдавского, польского, итальянского танцев. Начинается изучение грузинского, испанского, народного и венгерского сценического танцев.

К концу учебного года составляются более сложные комбинации и небольшие композиции. Широко применяются танцевальные композиции на основе местного материала: фольклора, танцев, песен, былин и т.д.

В этот период обучающиеся старшей группы уже подготовлены для восприятия и образного выражения историко-бытового танца. Обучающиеся осваивают полонез, браиль, фокстрот, фарандолу.

Современная мода и время диктуют свои изменения и дополнения. Это относится и к хореографии как к творческой деятельности народа. Поэтому в обучение мы включаем элементы современного танца. Главной отличительной деталью в эстрадном танце является умело, со вкусом подобранные музыка и костюм.

Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что добиться хороших результатов при обучении хореографии можно только при условии активного сотрудничества педагогов с родителями, методистами и с коллегами-профессионалами. Последнее важно потому, что дает возможность педагогам обсуждать свои проблемы и получать своевременную реальную помощь.

Итак, мы рассказали о хореографическом ансамбле народного танца «Покровочка» и апробированном в нашем Центре мастер-классе этого детского объединения. В настоящее время педагоги «Покровочки» разрабатывают новые методические рекомендации для начинающих педагогов-хореографов по изучению основных элементов народно-сценического танца (в соответствии с репертуаром ансамбля). И, конечно, материалом для рекомендаций, в первую очередь, станет изучение русского народного танца.