«УГ Москва», №25 от 21 июня 2016 года Эта маленькая жизнь

Концептуальное обоснование программы «Каникулы» в Центре эстетического воспитания детей Антонина Кондратьева

Перемены, происходящие в стране, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности. В этом ряду определенное место занимает система организации свободного времени детей и подростков в каникулярный период.

Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведет к самым негативным результатам. По данным Национального научного центра наркологии, среди московских старшеклассников и студентов первых курсов учреждений начального и среднего профессионального образования регулярно курят 40 процентов, регулярно употребляют пиво 38 процентов, вино - 18 процентов, крепкие спиртные напитки - 15 процентов. Каждый четвертый опрошенный пробовал наркотические средства. По данным Министерства обороны Российской Федерации, порядка 70 процентов юношей призывного возраста имеют опыт употребления наркотиков. В наркологических диспансерах состоят на учете порядка 1200 несовершеннолетних москвичей. В 2015 году за употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача к административной ответственности привлечены 120 несовершеннолетних горожан. По оперативным данным, в настоящее время довольно сильное распространение, особенно в местах массового досуга молодежи, приобретают синтетические наркотические препараты. Таким образом, кризис в системе организации свободного времени детей и подростков очевиден.
Приоритетным направлением деятельности по изменению сложившегося положения дел является профилактика и формирование у молодого поколения ценностной ориентации на здоровый образ жизни. В образовательных учреждениях сегодня активно внедряются новые формы и методы воспитательной работы с использованием интерактивных и проектных технологий, новых психолого-педагогических разработок.
Дополнительное образование расширяет культурное пространство самоактуализации и самореализации растущей личности путем решения проблемы целесообразной занятости, сокращая тем самым пространство возможного девиантного поведения детей. Посредством организации процессов обмена информацией и видами деятельности дополнительное образование обеспечивает для каждого ребенка ситуацию успеха, создает зону ближайшего развития образовательной системы. Особое значение в сфере дополнительного образования имеет проблема организации каникулярного времени детей и подростков.
Понятие «каникулы» произошло от названия одной из звезд созвездия Большого Пса. В конце XIX века оно было связано с жарким летним временем и означало праздную пору в учебных заведениях. Следуя определению Владимира Даля, каникулами надо бы называть время, «когда нет дела, когда нечего работать». В XX столетии слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив основную характеристику: это время, когда дети не занимаются в учебных заведениях общего среднего или профессионального образования. Учреждения дополнительного образования, наоборот, именно в каникулярное время, как правило, активизируют свою деятельность. Центр эстетического воспитания детей не исключение.
В центре накоплен достаточный опыт по организации и проведению культурно-досуговой деятельности в период каникул. Работа в этом направлении носит не спонтанный характер, а ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс.
Каникулярный период составляет значительную часть - 1/3 годового бюджета времени ребенка: осенние (1 неделя), зимние (2 недели), весенние (1 неделя) и летние каникулы (3 месяца). Исходя из этого и ориентируясь на анализ практики деятельности нашего учреждения дополнительного образования детей, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение.

Среди них:
-рекреативно-оздоровительная;
-рекреативно-развлекательная;
-игровая;
-образовательная;
-проектно-исследовательская;
-трудовая.
В полной мере реализовать указанные виды деятельности в ЦЭВД позволяют следующие условия:


- месторасположение (учреждение функционирует на территории парка площадью 1 га и является историко-культурным центром Москвы);
- благоприятное экологическое окружение (Чистые пруды, бульварное зеленое кольцо);
- высокопрофессиональный кадровый состав;
- хорошая материально-техническая база (3 специальных здания, оборудованные площадки для спортивных и игровых занятий, воркаут).
Анализ деятельности Центра эстетического воспитания детей по организации каникулярного периода за последние три года показывает положительную динамику количественных показателей организации отдыха детей в учреждении, что подтверждается данными таблицы 1. Кроме того, мы констатируем факт отсутствия травматизма и правонарушений среди детей и подростков в каникулярное время.
Увеличение охвата детей в каникулярный период объясняется тем, что в последнее время значительно повысился интерес со стороны наших основных социальных заказчиков - родителей и детей - к деятельности учреждения в целом.
Данные исследований, проводимых по окончании каникул, лагерных смен, свидетельствуют о том, что успешность развития воспитательно-оздоровительной системы зависит от умения педагогов и администрации правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ним избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.
Некоторые проблемы, обуславливающие необходимость разработки и реализации данной программы:
- поиск внутренних резервов совершенствования форм и содержания;
- модернизация программно-методического обеспечения на интерактивной основе;
- повышение эффективности педагогической и управленческой деятельности;
- формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов детского отдыха и оздоровления, обеспечивающих взаимодействие между участниками оздоровительно-воспитательного процесса и всеми ведомствами;
- создание целостной системы оценки качества детского отдыха и оздоровления в каникулярный период.
Каникулярный отдых - социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Программа «Каникулы» в Центре эстетического воспитания детей предполагает создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в новых условиях.

Задачи программы:
- создание необходимых условий для полноценной занятости каникулярного времени, оздоровления детей и подростков;
- формирование инфраструктуры каникулярного времени как продолжения образовательного процесса в учреждении;
- создание целостной системы оценки деятельности образовательного учреждения по организации отдыха детей;
- разработка системы критериев оценки качества оздоровительной и воспитательно-образовательной деятельности во время каникул;
- формирование эффективной педагогической, экономической и управленческой деятельности в каникулярное время;
- совершенствование психолого-педагогического сопровождения и программно-методического обеспечения по вопросам организации каникулярного времени.
Реализация программы призвана способствовать:
- расширению возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализации его интересов; формированию опыта персонифицированной творческой деятельности;
- осмыслению детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности, определению степени и форм своего участия в нем, уровня социально ответственного поведения;
- отработке новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей;
- развитию социальной компетентности участников;
- профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- интеграции деятельности социальных институтов района, округа, занимающихся вопросами организации социально значимого досуга детей и взрослых, обеспечению преемственности в их работе;
- развитию и укреплению материальной базы учреждения.
Основной идеей для моделирования воспитательно-образовательного пространства в каникулярный период стала идея, что личность ребенка станет доступной педагогическому воздействию при условии ее активности, субъективной позиции во всех сферах каникулярной жизни. Именно будучи субъектом социально-педагогических отношений, ребенок выступает в четырех положениях:
- как субъект познания (реализуя активность, направленную на познание мира);
- как субъект предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность, направленную на доступное преобразование окружающего его мира);
- как субъект общения (реализуя потребность, направленную на познание другого субъекта и взаимодействие с ним);
- как субъект самовоспитания (реализуя творческую активность, направленную на самопознание и самопреобразование, самосовершенствование).
Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:
- принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности;
- принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучение, воспитание и развитие);
- принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса;
- принцип творческого сотрудничества.
Обновленные подходы к организации жизнедеятельности детей и подростков в период школьных каникул предполагают наличие гибкой, постоянно обновляющейся и развивающейся структуры современного педагогического содержания, в которой не ребенок адаптируется к условиям образовательно-воспитательной системы, а условия учреждения проектируются с учетом возможности их адаптации на индивидуальные особенности детей и подростков.
Управленческий цикл образовательно-воспитательного процесса отдыха и оздоровления детей в каникулярный период мы представляем следующим образом: цель - действие - результат - рефлексивный анализ.
В основе программно-методического обеспечения программы «Каникулы» лежит вариативно-программный подход.
Вариативно-программный подход - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.
Особенность программного обеспечения в его оперативной социальной ориентации, отражении в нем национальных, экономических, культурных особенностей такого крупного мегаполиса, как Москва.
Положительным фактом программы «Каникулы» в ЦЭВД является реализация комплексной образовательной экскурсионной программы «Поколению XXI века - наследие веков минувших». Данная программа красной нитью проходит через все содержание системы отдыха и оздоровления детей.
Педагоги дополнительного образования, работающие в Центре эстетического воспитания детей, реализуют более 20 авторских, образовательных программ. Во время каникул дети знакомятся с основами той или иной деятельности в творческих мастерских, мастер-классах. В условиях лагерной смены ребенок может реализовать любую программу и даже несколько программ, а также может менять их в зависимости от поиска интереса, самостоятельно планировать сроки и темпы выполнения программы.
В настоящее время на базе центра функционирует летняя смена (группы кратковременного пребывания).
Большой популярностью у ребят пользуются кружки, функционирующие на программной основе:
- театрально-игровой «Чехарда»;
- изобразительного творчества «Юный художник»;
- народного танца «Покровочка»;
- современного эстрадного танца «Волшебный мир»;
- английского языка «Шаг за шагом»;
- декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки», «Искусница», «Оригами», «Бисерная фантазия»;
- социального проектирования «От социального проектирования к социальному действию»;
- физкультурно-спортивного направления: футбол, баскетбол, настольный теннис, занятия на воркаут-площадках.
Многообразие программ - свидетельство профессионализма педагогического коллектива, так как говорит о возможности удовлетворения широкого круга интересов детей и подростков, реализуемых в деятельности отрядов, творческих объединений, клубов и кружков, действующих в них. Содержание каждой программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений, навыков, позволяющих ему быть успешным в деятельности и авторитетным среди сверстников и взрослых.
В этой работе мы учитываем главное условие - программы должны быть ориентированы на социальную среду, определенную позицию с учетом запросов изменяющейся и растущей личности.
Критерии эффективности функционирования системы отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в Центре эстетического воспитания детей:
- структура занятости детей (на протяжении лагерной смены, в течение каждого дня, ее разнообразие);
- уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними;
- реальная детская самодеятельность (что ребенок может предложить и реализовать, развитие его социальной компетентности);
- защищенность и комфортность ребенка в рамках реализации программы «Каникулы».
Отслеживание результатов проводится в ходе специальных диагностических процедур в рамках разработанной педагогическим коллективом программы мониторинга эффективности функционирования образовательно-воспитательной системы в ЦЭВД. Основным результатом реализации программы «Каникулы» является постоянная положительная динамика охвата детей и их творческих достижений.
Показателем результативности является и то, что в сферу реализации программы «Каникулы» включены многие учреждения социального комплекса района Басманный (школы, интернаты, библиотеки, клубы, совет ветеранов). Более 10000 человек ежегодно (детей из различных социальных групп и взрослых) становятся участниками программы «Каникулы». В свою очередь это в значительной степени способствует снижению уровня правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих на территории района Басманный ЦАО Москвы.
С учетом приоритетных направлений развития образовательной системы в городе Москве педагогический коллектив Центра эстетического воспитания детей видит в рамках реализации программы «Каникулы» следующие стратегические ориентиры:
- полноценное проживание каждым ребенком каникулярного времени как самоценного этапа жизни;
- использование каникул для позитивной социализации детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития;
- сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей, подростков и педагогов.
В дни школьных каникул Центр эстетического воспитания детей работает в напряженном режиме с целью максимальной занятости детей и подростков досуговыми, спортивно-оздоровительными, культурно-просветительскими, экскурсионными мероприятиями. В учреждении разработана и действует циклограмма проведения каникулярного периода.

Антонина КОНДРАТЬЕВА, директор Центра эстетического воспитания детей

Школа управления