«УГ Москва», №23 от 7 июня 2016 года "Экскурсия для учителя"

Отдых или работа?

Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни. Сегодняшние выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Все перечисленные компетенции современная школа должна сформировать, но не всегда способна в силу различных субъективных и объективных обстоятельств. Отличным помощником в данной ситуации выступает система экскурсионной деятельности.

.

В любой образовательной программе по школьному предмету среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия
История не сохранила воспоминаний о том, когда была проведена первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце XVIII - начале XIX в. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».
Как показывает практика, правильно организованная и проведенная экскурсия является способом диагностики и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных уроков. Замечательный повод использовать метод включенного наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребенка, и коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке класса, можно увидеть недочеты профессиональной деятельности учителя. Кстати, наблюдения за детьми во время экскурсии показывают, что они по большому счету одни и те же во всех детских коллективах:
- дети часто не способны видеть людей вокруг себя;
- у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства, то есть они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти к осматриваемому объекту, чтобы лучше все увидеть;
- они и попросить-то других ребят об этом не умеют - просто стоят и не двигаются.
Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: в хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях - везде, где детей учат чувствовать партнера по сцене, спортивному залу, игровому полю.
Можно сделать вывод, что дополнительное образование в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, является основным. Основное обучение в одиночку с этим не справляется.
Экскурсия - это в первую очередь информация. Но школьники очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить учителей переписать всевозможные методики обучения.
Еще одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие классы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно. Такие дети кричат всегда и везде, мешая окружающим.
Возможно, это недоработка учителей? Поняв свое бессилие в данном вопросе, они уже просто не замечают хаоса вокруг себя. Хочется порекомендовать педагогам, которые узнали в описании этих классов свои. Не отчаивайтесь! Все можно скорректировать. Например, используя игровые технологии. Играйте с детьми! Несмотря на загруженность учебным материалом, несмотря на новые ФГОС, несмотря ни на что! Так вы поможете детям стать немного воспитаннее. Да и самим будет гораздо легче работать не в хаосе и постоянном шуме, а в нормальном воспитанном и интеллигентном детском коллективе. Поверьте, все это вполне реально. Тогда мы перестанем говорить о так называемом профессиональном выгорании педагога. Работа будет нравиться и приносить удовольствие. Поверьте, вы даже перестанете уставать!
Но вернемся к нашей любимой форме работы, которую многие педагоги, к сожалению, часто воспринимают как возможность отдохнуть вместе с детьми, ничего не делая. Очень рекомендую ни на минуту не забывать, что это тоже часть учебно-воспитательного процесса, так как экскурсии развивают разные стороны личности человека. Наверняка в жизни любого человека есть воспоминания о таких экскурсиях, которые многое перевернули в его жизни...
У экскурсии гигантский потенциал. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, например, в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.
Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, ее теме и содержанию формировался учителем, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль учителя в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия ее участников для сохранения внимания, работы памяти.
Важно, чтобы учитель и все участники экскурсии уже перед ее началом понимали: то, как она пройдет, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные ее члены выберут для данного мероприятия. Дети должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий тратить на то, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счет информационной части экскурсии.
К сожалению, иногда учитель, сопровождающий класс, забывает о том, что это мероприятие не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь он должен заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно если класс не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.
Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после экскурсии им предстоит осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса.
В каких формах это сделать: можно провести конкурс рисунков, эссе, сочинений, проектов, стихов по теме экскурсии; сделать компьютерную презентацию.
Один из вариантов предэкскурсионной подготовки - деление класса на микрогруппы по 5-8 человек, каждая из которых получает специальное задание для будущего послеэкскурсионного мероприятия: фотографирование, анкетирование участников экскурсии, записи содержания экскурсии и т. д.
Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведенные экскурсии могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.
Хочу поделиться опытом работы по организации экскурсионной деятельности с учащимися школы №354 имени Дмитрия Карбышева.
С 2013 года в школе №354 работает экскурсионное объединение «Моя Москва» в рамках семейного клуба «Огонек». Сложилась группа учащихся, которые постоянно ходили на пешие прогулки и стремились найти новую информацию об окрестностях школы и их обитателях. Затем они по очереди стали пробовать себя в роли экскурсоводов. Постепенно была выстроена система экскурсионной деятельности, включающая изучение истории улиц, зданий, достопримечательностей района Старой Басманной.
На общешкольном традиционном форуме была высказана идея организации в 2015-2016 учебном году массовых экскурсий для учащихся. Для этого в первую очередь нужно было хорошо изучить историю Гороховского переулка, где расположена наша школа, которая является одним из старейших образовательных учреждений Москвы. Учитывая эти обстоятельства, следовало связать историю здешних мест с историей самой школы. Во время работы по подготовке экскурсии было решено расширить экскурсионный маршрут. Он был разработан группой учеников таким образом, чтобы экскурсия начиналась у школы, шла по окрестным улицам и у школы же заканчивалась. Так получилась «Школьная кругосветка».
На каждый объект были подготовлены по два экскурсовода из числа учащихся.
Еженедельно по субботам классы ходили на экскурсию, а затем свои впечатления оформляли (по желанию) в виде отзывов, эссе; полученные сведения использовались на уроках географии, истории, литературы, МХК. Таким образом, экскурсионная деятельность стала дополнением для аудиторных занятий и подспорьем для преподавателей-предметников. Сам клуб «Моя Москва», первоначально ориентированный на любителя, приобрел общешкольное значение.
Чтобы информация отложилась у школьников, стали каждую экскурсию проводить в три этапа:
1-й этап - подготовительный (презентация): экскурсовод знакомит ребят визуально с предстоящим объектом и приглашает их вместе с родителями на экскурсию.
2-й этап - основной: проводится «Школьная кругосветка», по ее окончании ребята получают задания.
3-й этап - заключительный: на уроках и классных часах школьники рассказывают о своих впечатлениях, пишут отзывы, эссе, проекты, которые обсуждают и располагают на школьном сайте.
Цель нашего проекта - формирование гражданской позиции у учащихся, выработка уважения к малой родине, тому месту, где они живут и учатся, на основе их включения в работу экскурсионного клуба «Моя Москва».
Задачи:
1. Развить интерес и уважение у школьников к истории своей школы, ближайшему окружению, историческим ценностям.
2. Пополнить новыми материалами музей «Школа на Старой Басманной».
3. Расширить знания учащихся по истории, литературе, географии, мировой художественной культуре за счет экскурсионного материала.
4. Установить дружественные связи между подростками разных национальностей, развивать толерантное отношение к окружающим как один из шагов к культурной личности юного москвича.
Гипотеза: считается, что данная «Школьная кругосветка» является первым уровнем большой системы экскурсионной работы, и в следующем учебном году необходимо охватить этой деятельностью дошкольников и учащихся начальных классов, входящих в наш образовательный комплекс школы №354 имени Дмитрия Карбышева.
В перспективе последует расширение изучаемых объектов, улиц.
Одним из преимуществ экскурсионного клуба «Моя Москва» является включение его активистов в состав Молодежного клуба при управе Басманного района, что позволяет обеспечить эффективное взаимодействие школы с органами местной исполнительной власти.
Содержание проекта «Школьная кругосветка».
Тема проекта «Гороховое поле».
1. Гороховский переулок. Школа №354 находится на Гороховом поле - одной из исторических местностей Москвы.
В старину на этих просторных, свободных землях выращивали сладкий и сочный горох для государева стола - в те времена он был незаменимым десертом. Уже в то время здесь проходила царская дорога в загородные резиденции Покровское и Рубцово. А царь Михаил Федорович основал первую, еще деревянную, Вознесенскую церковь.
Со временем из протоптанных тропинок появились Гороховская улица и Гороховский переулок, вероятно, старейшее название нашего района.
В XVIII веке Гороховое поле, как и многие другие местности, застраивается дворянскими усадьбами.
2. Гороховский пер., 10. Здание бывшей Классической женской гимназии, основанной в 1881 году Верой Николаевной фон Дервиз, женой барона Павла фон Дервиза, мецената, строителя Казанской железной дороги. Здание было перестроено из более старой усадьбы архитектором Никифоровым. Раньше территория усадьбы включала в себя и большой сад.
3. Гороховский пер., 6. Усадьба Александрова. На углу с Малым Демидовским переулком стоит и бывшая городская усадьба 1819 года, принадлежавшая купцу Александрову. Позже здесь обосновалась фабрика, а потом здание переделали под жилье...
4. Гороховский пер., 4. Гороховский переулок делает изгиб, и слева открывается вид на прекрасный образец зодчества - Демидовский дворец, давший название и Малому Демидовскому переулку.
Дом строился по заказу первоначального владельца усадьбы - князя Куракина, но вошел дом в историю как дом-усадьба Ивана Никитича Демидова.
Большое здание со столь же значительным парком, где раньше находились пруд с островом, сад с оранжереями и теплицами, в которых выращивались даже ананасы.
Резиденция Демидовых была построена в 1787-1791 гг. по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова, видного представителя классицизма, автора большинства дворянских усадеб, во многом определявших облик Москвы до пожара 1812 года.
Затем во владение вступил Иван Иванович Демидов, участник войны 1812 г.
Следующий в роду Демидовых - Николай Иванович - также связал свою жизнь с армией. Проявив себя в нескольких сражениях русско-шведской войны, он получил звание генерала от инфантерии (пехоты).
Но в 1833 году он умер, а дворец был выставлен на продажу. Он стал переходить из рук в руки.
Одним из владельцев был купец-старовер И.А.Быков. Он купил имение, но запер дом и жил в одном флигеле. На улицу выходил только за продуктами и для того, чтобы самому подмести дом и сад. И только раз в году, в Светлое воскресенье, он обходил все помещения, чтобы запереть двери до следующего года.
После смерти Быкова дворец отошел его сыну, а в 1858 году усадьбу купило Межевое ведомство для школы топографов. Затем она приобрела статус высшего учебного заведения, которое в 1930 году разделилось на два института. Сейчас во дворце Демидова находится Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.
Направо проходит Старая Басманная улица. Издалека видны купола и колокольни церкви Святого Никиты-мученика, а через проезжую часть - доходный дом при храме.
5. Малый Демидовский переулок. Дом №4, принадлежащий МИИГАиКУ, предназначался для преподавательского состава института. На оторванной табличке над главным входом значился номер одной из аудиторий.
6. Малый Демидовский переулок, дом 3. Во времена НЭПа этот дом был построен пятиэтажным. В 50-е гг. надстроили еще три этажа с балконами со стороны двора. Эти этажи украшены лепниной на фасаде.
В более позднее время подвальные помещения были отчасти заняты испытательными лабораториями. Несколько лет назад дом «треснул» от перекладки теплотрассы, и в результате стены пришлось укрепить стяжками, опоясывающими их снаружи и закрепленными насквозь через стены.
7. Улица Казакова, 18. Улица Казакова - бывшая Гороховская - не случайно получила свое новое название; здесь много зданий работы знаменитого архитектора.
Среди них замечательная усадьба графа Разумовского (конец XVIII - начало XIX века), один из самых примечательных домов Москвы. В первой четверти XVIII века здесь было имение канцлера Головкина - видного деятеля эпохи Анны Иоанновны. В 1742 г. оно перешло к фавориту императрицы Елизаветы Петровны Алексею Григорьевичу Разумовскому.
Разумовский во время дворцового переворота поддержал Елизавету Петровну, за что и получил ее благоволение и любовь. Его тайное венчание с Елизаветой Петровной состоялось, как полагают, в селе Перово. После коронации Елизаветы Разумовский был награжден графским титулом и огромными земельными владениями. В частности, в Москве он получил имение на Гороховом поле.
После смерти А.Г.Разумовского в 1771 году имение перешло к его младшему брату Кириллу. Он был любимцем обеих императриц - Елизаветы Петровны и Екатерины II. По преданию, именно Кириллу Разумовскому Россия обязана переходом высшего общества на французский язык. А его сын Алексей Кириллович решил построить новый дворец.
Подлинной страстью Разумовского была ботаника, ею он занимался всерьез, создав в своей усадьбе прекрасные коллекции.
В 1810 году А.К.Разумовский был назначен министром просвещения, на новом посту он участвовал в создании Царскосельского лицея. Он был и среди тех, кто принимал знаменитый экзамен у юного Пушкина, когда тот читал свои стихи. По легенде, через какое-то время после экзамена Разумовский устроил торжественный обед и пригласил на него отца поэта Сергея Львовича. За столом Разумовский одобрил увлечение поэзией.
Граф Разумовский умер в 1824 году. Он был женат на графине Шереметевой, сестре владельца Останкина графа Николая Петровича, женатого на актрисе Прасковье Жемчуговой.
Усадьба выполнена по традиционному для Москвы плану: главный дом позади большого парадного двора, а два симметричных флигеля по сторонам выходят на красную линию улицы.
Парадный вход, открытые лестницы располагаются в открытой нише между портиками с обеих сторон. Лестницы были украшены скульптурами львов и статуями в нишах. Первый этаж дворца построен из кирпича на белокаменном цоколе, а второй этаж деревянный, хоть и оштукатуренный. Разумовский не без основания считал, что дерево полезнее для здоровья. Парк вокруг усадьбы доходил раньше до Яузы.
Постройка усадьбы пришлась на 1799-1807 гг., кроме Казакова в числе возможных авторов называют Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги.
В 1812 году в усадьбе Разумовского остановился маршал Мюрат. От пожара она не пострадала.
Летом 1827 года в одном из флигелей поселился великий польский поэт Адам Мицкевич, сосланный в Москву за пропаганду независимости Польши.
В 1828 году усадьбу купил одесский купец М.Е.Юрков, коллекции растений стали распродаваться за бесценок, а то и расхищаться.
В середине XIX века архитектором Григорьевым был построен корпус, примыкающий к дворцу слева.
После революции во дворец въехал Институт физкультуры им. И.В.Сталина. За годы советской власти со здания слетела штукатурка. В 1999 году здесь разместилась Академия художеств Зураба Церетели, но почти сразу произошел пожар, повредивший часть главного здания. Сейчас во дворце Министерство физкультуры, спорта и туризма. Выходные ворота обычно закрыты, но дворец хорошо виден с улицы.
Напротив усадьбы в 1996 году построен восьмиэтажный двухподъездный кирпичный дом.
8. Церковь Вознесения. Строительство храма (на месте прежней деревянной церкви) началось в 1788 году по проекту М.Казакова.
Место выбрано было на редкость удачно. Церковь стоит на холме, ее мощный купол с ротондой и колокольня были видны издалека.
Храм построен кораблем: храм, трапезная и примыкающая к ней трехъярусная колокольня над западным входом расположены на одной оси, и пространство храма вытянуто в длину. Такую планировку иногда считают заимствованием у западноевропейских базилик.
В 1800 году в Вознесенской церкви был крещен великий русский актер Павел Мочалов. Его родители - Степан Федорович и Авдотья Ивановна Мочаловы - были крепостными актерами домашнего театра Демидовых.
Вознесенскую церковь посещал император Николай II. Ведь здесь хранилась Феодоровская икона Богородицы, покровительницы династии Романовых. Опять-таки здесь Гороховое поле (горох на Руси сеяли 6 мая), а именно здесь родился последний император.
В 1933 году церковь закрыли, устроили клуб, затем склад. Богослужения возобновились только в 1993 году.
Возвращенный РПЦ Вознесенский храм стал центром почитания государя Николая II еще задолго до его канонизации. Здесь был его мироточивый образ, написанный задолго до прославления царя и хранившийся в доме одной москвички. Мироточение началось 7 ноября 1998 года, в годовщину переворота, о чем настоятель храма протоиерей Василий Голованов доложил патриарху Алексию II и митрополиту Ювеналию, председателю Синодальной комиссии по канонизации.
В Вознесенский храм стекались толпы паломников, чудо восприняли как знак грядущего прославления государя. А 10 августа 2000 года по благословению патриарха прошла панихида по членам царской семьи в ожидании их канонизации. Через десять дней на юбилейном архиерейском соборе Русской православной церкви были прославлены последний русский государь, члены его семьи и новомученики российские.
Сейчас в храме стоят икона царя страстотерпца и другой образ государя с вправленной щепочкой с частицей крови из Ипатьевского дома.
Токмаков переулок назван в честь домовладельца.
9. Усадьба Струйского. В XVIII веке здание принадлежало издателю и поэту Николаю Еремеевичу Струйскому.
В 1771 году обладателем усадьбы становится секунд-майор и надворный советник Петр Борисович Белавин. При нем появляются новый каменный дом, конюшня, хозяйственный корпус. Такой облик усадьбы за малыми изменениями сохранился до наших дней. Исчезли только сад с прудом и протекавшая в дальнем углу сада небольшая речка Чечора.
После Отечественной войны 1812 года усадьба, почти полностью сгоревшая, была восстановлена. Ее реконструкция и расширение проходили до 1837 года. Также в конце XIX века построена была каменная ограда.
Следующим хозяином усадьбы стал купец 1-й гильдии и потомственный почетный гражданин Дмитрий Иванович Четвериков, сын которого, Михаил Дмитриевич, разделил усадьбу на две половины, оставив себе южную часть с садом, а северную продав купцу Николаю Александровичу Варенцову.
После революции здание было отдано под коммунальные квартиры и различные конторы.
С 1995 года здесь работает Общество купцов и промышленников России. В настоящее время усадьба Струйского является объектом культурного наследия федерального значения. Сохранившиеся на ее территории лиственницы являются дендрологическим памятником.
10. Школа акварели Сергея Андрияки. Справа открывается здание необычной для Москвы готической архитектуры. Это бывший приют для детей и женщин Евангелического попечительства, простроенный в 1889 году по проекту М.К.Геппенера. Сейчас в этом средневековом замке работает Школа акварели Сергея Андрияки.
11. Особняк Морозова. Дом построен в 1901 г. богатым крестьянином Саввой Морозовым по проекту архитектора Николая Бутусова. Интересен навес над крыльцом с торца дома - это незаурядное произведение декоративного искусства в стиле модерн. Сейчас особняк занимает редакция журнала «Международная жизнь».
12. Посольство Эквадора. Дом №12 появился после пожара 1812 года. Во всяком случае в 1839 году он уже есть в планах городского архива. Тогда он принадлежал Булыгиной, вдове подпоручика, а с 1881 г. зданием уже владел действительный статский советник К.В.Пажендорф. Сейчас в особняке посольство Эквадора.
По опыту деятельности экскурсионной группы «Моя Москва» можно сделать некоторые выводы:
1. Экскурсионной деятельностью охвачены 260 учеников, 37 родителей и 11 учителей школы №354.
2. Подобрался дружный коллектив экскурсоводов из 11 учеников, трое из которых решили связать свою будущую жизнь с этой работой.
3. Участники проекта ощущают свою пользу и перспективы, а благодарность слушателей говорит о том, что проект надо продолжать и расширять.

Сергей ЕРЕМИН, педагог дополнительного образования Центра эстетического воспитания детей,
кандидат исторических наук