«УГ Москва», №19 от 10 мая 2016 года: Встречаемся у «Огонька»

Эффективная форма сотрудничества - семейный клуб

В условиях современной жизни необходимо четко понимать, что равноправной составляющей воспитательного пространства служит семья. Там ребенок получает первый опыт жизни в социальном мире. Там приходят первые навыки социального взаимодействия. Первые представления и знания о социальном мире также формирует у него семья. Все это позволяет рассматривать семью как инвариантную составляющую процесса воспитания.

Педагогическая функция семьи состоит, на наш взгляд, в компенсации педагогических возможностей других институтов воспитания, в частности, школы. Именно семья способна реально обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность. Педагог должен понимать, что идея непрерывного воспитания и образования личности останется пустым лозунгом, если ежедневно и ежечасно этот процесс будет прерываться в семье. Об этом говорила Татьяна Родионова, директор школы №354 имени Дмитрия Карбышева, на родительской конференции. Татьяна Константиновна подчеркнула: «Одно из главных назначений семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности его жизнедеятельности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень важно вовлечение родителей в педагогический процесс».
В разработке социального проекта школы №354 и его реализации принимали активное участие педагоги дополнительного образования Центра эстетического воспитания детей Москвы Сергей Еремин и Анна Мочаева, педагог-организатор школы №354 Гельсина Каримова.
Вместо обособленности и формальной связи с родителями эти педагоги осуществляли с родителями социальное партнерство, активно включая их в образовательный и воспитательный процесс. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, развитии детей, о создании атмосферы доверия и личностного успеха каждого ребенка посредством различных форм и методов совместной деятельности. Отличительной особенностью реализации данного проекта является активное участие председателя родительского актива школы Ивана Шикерина в этой деятельности.


Социальный проект «Мы вместе»
Участники проекта: ученики 5-8-х классов, родители и учителя школы №354.
Сегодня очень важно, каким будет общество в XXI веке. Ни у кого не возникает сомнений, что взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих учащихся. Для этого необходимо установить доверительные отношения, объединить всех в одну общую команду, сформировать потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
С принятием Закона «Об образовании в РФ» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия двух важных современных институтов социализации детей - семьи и образовательного учреждения.
В 2013-2014 учебном году в рамках интеграции общего и дополнительного образования на базе филиала 2 школы №354 стал реализовываться совместный проект учебного заведения и Центра эстетического воспитания детей по укреплению связи с семьей, повышению ее педагогической культуры. После проведенной подготовительной работы был открыт семейный клуб «Огонек».
Цель проекта - организация активного общения детей и взрослых, воспитание здоровой культурной семьи через встречи, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы выходного дня.
Задачи:
1. Формирование у учащихся навыков культуры поведения.
2. Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми социально-психологическими умениями различать свои чувства и чувства детей; эффективно организовывать общение в семье.
3. Организация совместных мероприятий детей и родителей, в результате которых образуется общее поле интересов.
4. Организация экскурсий, походов выходного дня в музеи и театры пробуждает в детях интерес к познанию, стремление задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.
Гипотеза: организация работы школы с семьей будет эффективной, если ее основными направлениями деятельности станут:
- организация диагностической работы по изучению семей;
- использование оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей;
- организация «Родительской школы» по просвещению родителей;
- создание системы массовых мероприятий детей и родителей, организация совместной общественно значимой полезной деятельности;
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитании;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Анализ практического опыта взаимодействия (более двух лет) образовательного учреждения и семьи показывает, что в школе может существовать эффективная форма сотрудничества с семьей - семейный клуб.
Миссия семейного клуба состоит в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними. Участникам клуба предоставляется возможность получить новый опыт общения, заняться интересным делом, оказать поддержку другим и себе, поделиться своими успехами, сформировать мнение о себе как об успешном родителе, педагоге, ученике. В силу этого основным методологическим принципом работы клуба является признание личного достоинства и самоценности личности каждого члена клуба, а привлекательным и значимым фактором для всех участников встреч - их эмоциональная атмосфера, то есть живое, гибкое, эмоционально насыщенное содержание работы клуба.
Наш социальный проект не может быть полностью завершенным, так как деятельность семейного клуба «Огонек» представляет собой систему воспитательной работы школы. Поэтому мы акцентируем внимание на промежуточных результатах этой работы.
В работе над данным проектом использовались активные и интерактивные методики. При применении активных методик руководители групп (педагоги дополнительного образования, классные руководители) являлись организаторами деятельности и одновременно экспертами. Ребята свободно задавали вопросы, предлагали собственные решения. Занятия не имели жесткой структуры, в ходе работы возникали дополнительные темы для обсуждения. Активные методики воплощались в дискуссиях и обсуждениях на конференциях, круглых столах, встречах, занятиях.
При использовании интерактивных методик руководители групп опосредованно регулировали процесс и занимались его организацией: определяли общее направление, контролировали время и порядок выполнения намеченного плана работы, давали консультации, помогали в случае затруднений.
Мотивация учащихся в реализации проекта повышалась при использовании ролевых и деловых игр. Были определенные трудности: слишком большое количество времени на подготовку; отмечались всплески агрессивного поведения учащихся; иногда распределение ролей и процесс создания групп вызывали конфликты среди школьников.
Подготовительный этап включал в себя:
1. Анализ сложившейся в школе ситуации по изучаемой проблеме.
2. Определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотезы и принципов деятельности.
3. Проведение социологического опроса среди учащихся; мозгового штурма учителей; родительской конференции по реализации проекта.
4. Разработка программы деятельности семейного клуба.
5. Организация конкурса среди учащихся, родителей и учителей; в ходе общего обсуждения выбиралось название семейного клуба - «Огонек».
6. Формировался актив (команда) семейного клуба из числа учащихся, родителей, учителей.
7. Распределялись роли, давались поручения классам, составлялись детальные графики.
В работе клуба условно выделили 4 блока, составляющие его модель:
первый блок - занятия с детьми (по культуре поведения) два раза в неделю;
второй блок - работа с родителями (родительская школа) - 1 раз в месяц;
третий блок - совместные встречи с детьми и родителями (совместные мероприятия) - 2-3 раза в месяц;
четвертый блок - экскурсионная деятельность (походы выходного дня), суббота, воскресенье (еженедельно).
В каждом из четырех блоков выделяются свои задачи, формы работы, способы развития ресурсов семьи.
И как заключительный этап подготовка проекта к XIII Международной научно-практической конференции школьников «Карбышевские чтения-2016», которая ежегодно проводится в школе №354.

Модуль 1. Наша школа вчера, сегодня, завтра
Это беседа с учащимися о социальном проектировании, формировании активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности; выбор проблемы. С этой целью на школьной конференции были проанализированы вопросы, требующие решения. Ученики и учителя поднимали такие проблемы, как:
- подросток и наркотики;
- право на жизнь - основное право человека;
- здоровые дети - здоровая нация;
- отдых и досуг детей и родителей.
Дискуссия развернулась по последней проблеме. Всем оказался интересным разговор о свободном времени детей. Как его проводить с пользой? Вместе с родителями или лучше без них? Свободное время и школьная жизнь - совместимые понятия? А какие возможные варианты времяпрепровождения в школе? А что можно предложить для организации более интересного и культурного отдыха?
Решили, что нужно подумать, поговорить с родителями, провести анкетирование (так как не все ученики присутствовали на конференции, только представители от классов).
По результатам анкетирования (в нем принимали участие ученики, родители и педагоги, в том числе классные руководители) проблема семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы признана особенно острой. Необходим союз детей, родителей и учителей.
Было принято решение об организации семейного клуба в школе.

Модуль 2. Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и учителей
Школьный семейный клуб предназначен оказать помощь родителям:
- в понимании и принятии детей, психологическом просвещении в области развития и индивидуально-личностных особенностей детей, мотивов детского поведения и значения их поступков;
- в осознании собственных мотивов воспитания ребенка с целью дальнейшего индивидуально-личностного развития.
На этом этапе была организована работа по группам.
Одна группа занималась диагностической работой по изучению семей. Другая разработала анкету для родителей. Был собран банк данных (в исследовании участвовали 96 семей). Третья группа провела опрос среди учащихся 5-8-х классов. Школьники отвечали на один вопрос: «Что ты хочешь от семейного клуба?» Ответы получили следующие:
- узнать больше о себе, о своих возможностях;
- ознакомиться с разнообразными играми, которые можно использовать с друзьями, с родителями, сестрами, братьями;
- освоить способы поведения в трудных ситуациях;
- научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых людей.
Четвертая группа брала интервью у учителей. На вопрос «Нужен ли нашей школе семейный клуб и какова его деятельность?» все учителя высказали суждения, что семейный клуб нужен, потому что:
- семейный клуб позволит создать среду для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия детей и взрослых;
- расширит палитру педагогических приемов воздействия на ребенка.

Модуль 3. Разработка программы деятельности семейного клуба «Огонек»
Участники клуба - учащиеся 5-8-х классов, их родители и учителя.
Первый блок программы посвящен формированию навыков культуры поведения у школьников.
Быть культурным, воспитанным не достояние избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона в семейном клубе «Огонек» мы знакомим детей с первых занятий.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи приветливых форм общения), мы учим понимать смысл и значение тех или иных правил поведения человека и в доступной форме раскрываем их.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, то есть самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что, следуя принципу «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений и крика, потому что унизят этим прежде всего себя.
Главная задача первого блока программы по культуре поведения - через ролевые игры, занятия ввести детей в мир культуры, создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе педагоги стимулируют рефлексию, что и происходит в процессе игр.
На каждом занятии обучающиеся:
- знакомятся с правилами этикета;
- формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- учатся видеть свои недостатки в поведении и умеют их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
- учатся относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявляют нетерпимость к дурным поступкам людей;
- воспитываются любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
- воспитывается бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
- формируется любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства; воспитывается сострадание ко всему живому.
Особое значение придается игре, она занимает важное место в жизни участников клуба. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Главное - давать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.
Вывод: в клубе «Огонек» на занятиях по культуре поведения создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения каждого ребенка: от наблюдения (пассивного созерцания) к переживанию - пониманию - оценке - выбору для себя установки.
Второй блок программы «Родительская школа» направлен на решение следующих задач:
- вызвать интерес родителей к познанию самих себя;
- дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми социально-психологическими умениями различать свои чувства и чувства детей; эффективно организовать общение в семье;
- повысить самоценность родителей.
Программа семинарских занятий школы для родителей является комплексной и включает в себя индивидуальные консультации, групповые информационно-дискуссионные занятия по темам, вызывающим наибольший интерес родителей, а также тренинговые занятия.
Одной из основных форм работы с семьей в рамках семейного клуба является родительский лекторий (родительский семинар). На нем обсуждаются проблемы семьи. Собрания не сводятся к монологу педагога или психолога. Это взаимный обмен опытом, мнениями, идеями, совместный поиск. Родительские семинары способствуют повышению педагогической и психологической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий родители принимают активное участие.
Так, в клубе прошли семинары «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка», «Семейный стресс и стратегии копинг-поведения семьи в психотравмирующих ситуациях», «Роль навыков формирования внутрисемейного общения в формировании самосознания у детей».
Проведение родительских семинаров предусматривает решение основной задачи - изменение сферы сознания и самосознания родителей и реальных форм взаимодействия в семье.
Третий блок программы - «Совместные встречи с детьми и родителями» - посвящен общению родителей и детей, в результате которого образуется общее поле интересов. Мы не вторгаемся в семью; опосредованно, через ребенка, родитель поднимается до его уровня, становится интересным ему.
Праздники - особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Родители - полноправные участники таких действ - от идеи до воплощения:
- обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- помощь в разработке сценария;
- поиск литературного материала;
- разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- придумывание капустников, рассчитанных на детей и взрослых;
- подготовка отдельных номеров;
- пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- помощь в оформлении помещения;
- помощь в изготовлении сюрпризов и подарков;
- подготовка праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и педагогов; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.
Есть еще одна большая ценность в праздниках: они позволяют взрослым «доиграть» свое детство в игре, стать «равным» ребенку.
Четвертый блок программы - «Экскурсионная деятельность, походы выходного дня». Общение взрослых и детей строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.
Организуя экскурсии (еженедельно), посещение театров и музеев (заключили договор с семью театрами Москвы, Консерваторией имени Петра Чайковского), мы стараемся сформировать у школьников широкое представление об окружающем мире, приблизить их к философскому осмыслению многих понятий через музыку, слово, картину. Каждое такое мероприятие - это влияние на чувства ребенка, пробуждение его души к прекрасному.
В процессе деятельности семейного клуба используются и другие формы работы с семьей: вечер встречи, практикум, мастер-класс, мастерская общения, деловая игра, беседы, рассказ, круглый стол, поэтическая и музыкальная гостиные, совместные праздники, игры.

Модуль 4. Реализация программы: от теории к практике
При реализации программы семейного клуба мы руководствовались принципом: есть желание - будет результат! Насильно, даже при условии административного ресурса школы, мы никого в члены клуба не принимаем. У каждого класса (команды) есть капитан, свое название, девиз. В клубе пять команд из числа детей, родителей и педагогов. После участия в разнообразных мероприятиях ежемесячно подводятся итоги между классами за звание «Лучший класс школы». В основе соревнования - реализация программных модулей, подготовка и организация определенных мероприятий (праздников, акций памяти, социальных проектов, интеллектуальных викторин, спортивных соревнований, туристических сборов). Это дает возможность для самореализации детей и родителей. «Пусть мы не всегда побеждаем, но мы вместе!» - так говорят ребята и взрослые, потому что они друг друга понимают и слышат.
В семейном клубе «Огонек» большой популярностью пользуются объединения: клуб интересных встреч и экскурсионный клуб «Моя Москва».
Члены семейного клуба проводят большую работу в двух школьных музеях: в музее боевой славы и в музее «Школа на Старой Басманной». На базе музеев организуются встречи с ветеранами, выпускниками школ; проводятся экскурсии, уроки Мужества, интерактивные занятия.
Итак, жизнь школьного семейного клуба «Огонек», которую создают вместе дети и взрослые, отражена в программе. Эта программа ясно и четко показывает будущее школы, ее завтрашний день и его отличие от сегодняшнего. А это значит, что через эту призму можно улучшить школьную жизнь.
«Наш семейный клуб - это хорошая школа и проверка на гражданскую прочность для дальнейшего жизненного пути наших воспитанников» - так сказал председатель родительского клуба Иван Шикерин на общешкольной родительской конференции.

Модуль 5. Выпуск детской газеты семейного клуба «Огонек» как отражение интересной и разнообразной школьной жизни
Хорошей традицией в семейном клубе стали регулярные выпуски детских газет, рассказывающих о самых интересных и важных событиях, захватывающих учащихся, родителей и педагогов. Над каждым из выпусков работает большая и дружная редакционная команда. В нее входят представители от каждого класса и родители. Возглавляет эту работу педагог-организатор Гельсина Каримова:
- У нас подобрался очень дружный редакционный коллектив. Все поддерживают друг друга. Не было все легко и просто. Главное, что мы с учителями и родителями - одна команда. Все неприятности, неудачи в работе стоят того «спасибо», которое нам говорят ребята, вырывая из рук очередной выпуск детской газеты. А это уже наша победа!
Благодаря нашим газетам о деятельности семейного клуба и жизни школы знают в Басманном районе, Центральном округе. Мы тесно взаимодействуем с управой, Советом ветеранов Басманного района, муниципалитетом округа Басманный. Кроме того, частыми гостями на наших мероприятиях бывают Общество воинов-интернационалистов Афганистана района Басманный, врачи поликлиники №5, сотрудники отдела внутренних дел, представители творческих союзов, спортивных организаций.
Новое поколение юных москвичей - будущее нашей страны и нашего города. А как сделать, чтобы дети жили в ладу с самими собой, с окружающим миром, с людьми, родителями? Эта задача успешно решается в рамках реализации совместного проекта школы №354 имени Дмитрия Карбышева и Центра эстетического воспитания детей ЦАО по апробации двухлетней программы семейного клуба «Огонек», направленной на формирование у детей 11-15 лет, посредством организованного общения, чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений. Совместная деятельность школьников с родителями и учителями приводит к развитию ресурсов семьи и признанию самоценности каждого ее члена.
Говоря о важности поставленных проблем, следует отметить тот факт, что ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если школа и семья закрыты друг от друга, ребенок оказывается внутри двух несообщающихся систем.
Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия, как в образовательном учреждении, а школа должна решать проблемы семьи. Главной должна быть атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Только в союзе возможно создание условий, помогающих раскрытию потенциальных возможностей ребенка, формирующих у него определенные социальные качества, адекватные общественным потребностям.


Анализ полученных результатов, их интерпретация
Для анализа результативности осуществляемой работы мы использовали количественную и качественную оценку с применением всего спектра психологического, педагогического инструментария: моделирование, опросники, анкеты, шкалы оценивания, психологический анализ совместной деятельности детей и родителей, анализ игровой деятельности ребенка, тесты, интервью, наблюдение, обратная связь участников в конце каждой встречи, собственная рефлексия.
Диагностика воспитательных результатов - наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Поэтому оценивается как динамика личностных и коллективных изменений в течение длительного периода, так и эффективность конкретных разовых воздействий или коллективного дела:
- востребованность предлагаемой деятельности;
- наличие динамики развития коллектива клуба;
- включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность;
- применение детьми полученных знаний по культуре поведения и опыта вне занятий клуба;
- появление на занятиях клуба полных семей;
- улучшение детско-родительских отношений.
Полина Ермакова, ученица 8-го класса, в анкете написала: «Я с удовольствием участвую в работе семейного клуба «Огонек». Поняла, что это не только возможность направить свою энергию в положительное русло, но и способ самопознания и самореализации...»
Борис Харитонов, ученик 6-го класса, отмечает: «Мои мама и бабушка регулярно посещают «Родительскую школу», у них столько положительных эмоций после бесед с психологом, социальным педагогом, врачами, юристами, учителями!»
Владимир Гунгер, ученик 8-го класса, сказал, что ему очень нравятся люди, которые приглашаются в клуб интересных встреч. На него произвела большое впечатление встреча в семейной гостиной с Натальей Андреевной Домашневой, автором 15 книг об истории Басманного района. На этой встрече он много нового узнал о своей улице, на которой он родился и живет.
Родители дали высокую оценку экскурсионной деятельности и походам выходного дня в рамках семейного клуба.
Таким образом, системная работа семейного клуба «Огонек», связь с различными органами власти позволяет учащимся уже сегодня проявлять свою активную жизненную позиции. Реализация программы семейного клуба способствует повышению воспитательного потенциала семьи и утверждению родителей в качестве субъектов целостного образовательного процесса.

Наталья СМЕТАНИНА, методист Центра эстетического воспитания детей