«Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства»

Статья в печати в журнале «Дополнительное образование и воспитание»; выход – февраль 2018.

Занятия театральным искусством в рамках дополнительного образования приобретают наиважнейшее значение в системе социального воспитания личности молодого человека и тесно сливаются с задачами, которые ставят общество и государство. Конвенция ООН «О правах ребенка» провозглашает: образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, толерантности. Дети должны иметь время на отдых, игры и возможность заниматься культурной и творческой деятельностью.

Театр является искусством многогранным, универсальным, синтезом многих видов искусств, помогает реализовывать задачи, которые невозможно осуществить в рамках базового образования, тем более, что одним из главных секретов актерского мастерства является то, что актер его носит в себе: он сам инструмент свой и первоначально слит с ним. Работа над ролью длится только лишь отрезок времени, а работа актера над собой длится всю жизнь и именно поэтому такое большое внимание в воспитании актера уделяется нравственному становлению и духовному росту личности.

Наше многопрофильное учреждение дополнительного образования Центр эстетического воспитания детей посещает более двух тысяч ребят, выбравших себе тот вид деятельности, который им наиболее близок, а выбирать им есть из чего: студия английского языка «Шаг за шагом», футбольная секция, студия народного танца «Покровочка», изостудия «Радуга красок» и т.д. Другими словами, под одной крышей собирается огромная масса ребят с разными интересами, и объединить их, привить им любовь и уважение к учреждению, которое они посещают – одна из основных задач нашей театральной студии, т.к. именно театр является коммуникативным средством, способным объединить и приобщить ребят к жизни Центра.

Наши внутренние праздники проходят всегда при самом активном участии театральной студии, она является инициатором самой идеи праздника, его исполнителями и ведущими.

В репертуаре студии есть спектакли для детей младшего возраста, среднего и старшего:

  1. «Городок в табакерке» – музыкальная сказка по мотивам сказки В. Одоевского
  2. «Золотой ключик или Приключения Буратино» – музыкальная сказка по мотивам сказки А. Толстого
  3. «Незнайка и его друзья»музыкальная сказка по мотивам сказки Н. Носова.
  4. «Синяя птица» – спектакль по сказке М. Метерлинка.
  5. «Снежная королева» – спектакль по сказке Г.Х. Андерсена.
  6. «Предложение» – спектакль по пьесе А. Чехова.
  7. «Маленький принц» – сказка А. де Сент-Экзюпери.
  8. «Доктор Айболит» - спектакль по сказке К. Чуковского.
  9. «Приключения Кота в сапогах» - представление студии бумажного театра по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».
  10. «Прянишный домик» - представление студии бумажного театра по сказке братьев Гримм «Прянишный домик»
  11. «Кот и петух» - музыкальный спектакль по русской народной сказке «Кот и петух».
  12. «Лиса и заяц» - кукольный спектакль по русской народной сказке.
  13. «Колобок» спектакль по мотивам русской народной сказки
  14. «Принцесса на горошине» - музыкальный спектакль по мотивам сказки ГХ. Андерсена.

Наш театр репертуарный, спектакли играются регулярно. Основные зрители нашего театра – школьники (от самого младшего до самого старшего возраста), воспитанники детских садов, жители Басманного района столицы.

Театр – это место встречи актеров и зрителей. И основная задача театральной студии: развитие эмоциональной отзывчивости не только ребят, занимающихся непосредственно театром, но и тех, кто приходит к нам на спектакли.

Что же такое эмоциональная отзывчивость? На мой взгляд, это способность сопереживать, умение заглянуть во внутренний мир человека, понять его радости и печали, достучаться до сокровенных уголков души людей, приходящих на спектакли. Вся жизнь человека может быть показана в театре. А средства театра – это передача через самого себя человеческого духа, через анализ поступков, их мотивацию, эмоциональный настрой.

Свою педагогическую миссию я вижу в том, чтобы помочь ребятам, занимающимся в театральной студии, стать самостоятельными, привить им способность к критическому восприятию мира, развить у них творческий потенциал, обучить эмоциональной отзывчивости, выявить возможности для искреннего самовыражения.

В отличие от обучения в театральном училище, обучающиеся театральной студии уже на первом году обучения работают над конкретным драматургическим материалом, который они выбирают, как правило, сами. Я доверяю их интуиции, их ощущению пульса современной жизни, аккуратно при этом направляю на проблему, скрытую в материале.

Обязательным элементом образовательного процесса в театральной студии является тренинг, в ходе которого у обучающихся развиваются внимание, фантазия, формы взаимодействия с партнером, умение фиксировать главное. И незаметно для ребят, на первый план выходит работа над конкретным материалом, нахождение и разбор проблемы, выделение болевых точек, поиски точной атмосферы, сопряженной с действием спектакля.

Весь тренинг и работа над спектаклем проходит с конкретной ролью, над которой работает юный актер. И что интересно, работа над ролью продолжается для каждого из участников спектакля и после премьеры. Каждый показ спектакля имеет новые краски, нюансы, приспособления, которые ранее были сокращены. Одновременно рождается человек – зритель, каждый непохожий на другого, со своей жизнью.

Кроме упражнений и тренинга, особое место в моей педагогической работе, занимают беседы с детьми; диалог может быть как со всей группой, так и индивидуально. Темы бесед диктуются с одной стороны – проблемами, заложенными в рабочем материале, с другой стороны, их подбрасывает сама жизнь, то есть, то, что случается с детьми в повседневности: дома, в школе, в Центре.

В 2015 году была разработана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа театральной студии. Данная программа рассчитана на 4 года и является комплексной. Цель программы – развитие творческих способностей личности средствами театрального искусства. В ходе реализации программы дети научатся искренне самовыражаться; приобщатся к духовным богатствам, накопленным человечеством, у них сформируются профессиональные навыки по предметам актёрского мастерства, сценической речи и пластики.

Возраст обучающихся: от 8 до 18 лет.

Количество обучающихся можно определить лишь условно, отталкиваясь от цифры 15, и если работа идет правильно, в соответствии с интересами студийцев, то поначалу группа становится стабильной, а ко 2-му году прибавляется в количественном отношении до 20 человек, что становится одновременно и первым указателем на проверку результатов работы педагога.

К тому же, расширяются возможности выбора наиболее интересного репертуара и уже не надо выискивать пьесу на малое количество занятых, наоборот, в спектакле классического репертуара есть возможность назначить на роль 2-х и 3-х человек, что открывает перспективу стабильной работы, как в репетиционный период, так и в период показа спектакля. Кроме того, конкуренция в разумных пределах дает огромный стимул выполнять свою работу доброкачественно, вырабатывает принцип самовыручки, взаимоподдержки.

Группа занимается 3 раза в неделю по 2 часа.

Задачи:

  • приобщить детей к театральному искусству;
  • пробудить способности ребенка к творчеству;
  • вызвать интерес к актерской профессии;
  • овладеть основами элементов актерского мастерства;
  • выявить индивидуальность ребенка;
  • создать основы коллектива.

В каникулярный период мы с ребятами обязательно посещаем музеи:

Осенние каникулы: дом-музей К.С. Станиславского, Московский театр кукол;

Зимние каникулы: Бахрушинский музей;

Весенние каникулы: музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

На каждом занятии ведутся беседы о театре, об искусстве актера.

Формы и методы работы, используемые в театральной студии.

  1. Действие – основа сценического искусства.

Преодоление неблагоприятных условий публичности. Ученик совершает в присутствии зрителей простые жизненные действия: что-либо рассматривает, узнаёт, ищет, читает и т.д.

Смысл этих упражнений в том, чтобы научиться отвлекаться от зрителей, увлекаясь на сцене конкретным действием.

Упражнение 1: попросить у ученика какой-либо предмет, затем удалив его из кабинета, спрятать этот предмет; вернуть ученика назад, предложив найти спрятанную вещь. Попросить второй раз повторить поиск предмета, с условием, что ученик уже знает, где этот предмет спрятан.

Упражнение 2: усложнение задачи: этот предмет необходим как воздух, его пропажа влечет непредсказуемые драматические события и т.д.

Упражнение 3: предложить ученику рассмотреть зрительный зал, чтобы разместить в нем выставку картин или оформить его к празднику.

Упражнение 4: сцена – палуба корабля, ученик – капитан, его корабль приближается к берегу неизвестной земли.

Упражнение 5: милиционер – пешеход.

Пешеход торопится на свидание или на репетицию, милиционер на страже порядка – должен задержать его.

  1. Элементы органического действия.

Упражнение 1: настройка к действию, одновременно и бесшумно встать, переставить стулья с открытыми глазами, с закрытыми глазами; поставить стулья в круг, в квадрат, одновременно всем сесть; игры в «жмурки», «третий лишний», «море волнуется» и т.д. – эти детские игры развивают сообразительность ловкость, ощущение партнера.

  1. Преодоление мышечных зажимов

Упражнение 1: довести напряжение во всем теле до возможного предела, после чего сразу ослабить мышцы; поднять руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и, поднимаясь на носки, напрячь все тело так, словно удерживаешь тяжёлый груз, после чего вместе с выходом полностью ослабить мышцы и опуститься на стул, откинувшись на спину.

Упражнение 2: музыкальная импровизация: выбирается музыкальная тема и в зависимости от характера музыки дается задание, например, выступление манекенщиц, или прибытие знаменитых актеров на престижный фестиваль, либо прослушивается музыкальный фрагмент и ученики сами предлагают сюжет.

  1. Восприятие и наблюдательность

Упражнение 1: перечислить в комнате все предметы, начинающиеся на одну букву, определенного цвета, оттенки; точно воспроизвести позу или ряд движений, проделанных «товарищами по цеху».

Упражнение 2: «зеркало»: запомнить расположение предметов на столе или в комнате, чтобы выйдя из неё и, вернувшись обратно, точно рассказать об изменениях.

Упражнение 3: рассмотреть глаза товарищей, весь их облик, а затем подробно описать увиденное.

Упражнение 4: прислушаться к звукам с улицы, выделить из них шум людей, машин, пение птиц и другие звуки; предложить определить, какая именно машина проехала.

  1. Память на ощущения:

Упражнение 1: вспомнить шум ветра, дождя, раскаты грома, пение жаворонка, кваканье лягушки, мелодию популярной песни.

Упражнение 2: воспроизвести по памяти картину известного художника, с помощью присутствующих друзей вспомнить характер, эмоциональность картины, её атмосферу.

Упражнение 3: описать словами тот или иной образ, событие, заразить слушателя своими видениями.

  1. Действие в условиях вымысла

По определению К.С. Станиславского творчество актера начинается «если бы». Упражение «Ночной урок», «Один в доме».

Упражнение 1: разговор с педагогом, но при обстоятельствах «если бы»: у ученика болят зубы, попала соринка в глаз.

Упражнение 2: войти в комнату «если бы»:

  • проститься с друзьями;
  • обрадовать своим появлением;
  • явиться на экзамен, к которому не готов и т.д.

Упражнение 3: снятие и надевание пальто «если бы»: ты врач, пришедший к тяжелобольному, тебя выгоняют из дому и т.д.

Упражнение 4: обращаться с палкой, как со шпагой, флейтой, змеей, жезлом.

Упражнение 5: войти в комнату, подойти к окну, залезть под стул и выбежать из комнаты; повторить то же самое, но оправдывая при этом соответствующим замыслом.

Упражнение 6: встать на стул и поднять руку, затем опуститься на пол, дотронуться в трех разных местах до стены. Возможное оправдание: перегорела лампочка, встал на стул, чтобы её отвинтить, но уронил на пол и разбил, собрал осколки и стал наощупь искать выход из комнаты.

  1. Развитие артистической смелости и непосредственности

Упражнение 1: по сигналу вскрикнуть от ужаса, от радости расхохотаться, зарыдать, закричать «караул», пропеть петухом, залаять, все это необходимо выполнить мгновенно, не раздумывая.

Упражнение 2: по сигналу принимаются самые неожиданные позы, затем замирают и находят соответствующие им оправдания.

Упражнение 3: на животных, с логикой их оправдания, характерными особенностями, внутреннее оправдание их поведения.

Упражнение 4: «канатоходцы», канат – линия, прочерченная на полу, ощущение, как «если бы» ты находился под куполом цирка.

  1. Действия с воображаемыми предметами.

Упражнение на беспредметные действия помогают сознательно восстанавливать логику и последовательность простейших физических движений.

Упражнение 1: пришить пуговицу, забить гвоздь, пожарить яичницу, наполнить ведро, взять стакан с водой, с горячим чаем. Сочетание реальных предметов с воображаемыми, например, выпить чашечку горячего кофе, чашечка реальная, но пустая. Разбить процесс на составные части. При изучении действия ставить перед собой препятствия. Оправдание выполнения действий с воображаемыми предметами.

Упражнение 2: выпить стакан воды, потому что мучает жажда, в стакане яд, ты знаешь об этом и все-таки должен выпить, в стакане лекарство. Для овладения действий с воображаемыми предметами необходимо:

  • овладеть техникой самого беспредметного действия;
  • довести технику обращения с воображаемыми предметами до совершенства;
  • необходимо придумать оправдание зачем, и для чего совершается действие;
  • отобрать типические, наиболее выразительные детали в технике работы с воображаемыми предметами.
  1. Взаимодействие с партнером.

Взаимодействие с живым объектом существенно отличается от взаимодействия с объектами воображаемыми. Тут мы сталкиваемся с активной волей партнера, с его противодействием, подчас неожиданными изменениями в его поведении, что и нас в свою очередь, заставляет действовать по-другому.

Упражнение 1:

«Встреча друзей»,

«Первый раз в большом городе»

«Никто не видел»

Упражнение 2: привлечение внимания незнакомого человека, знаменитости, расшумевшегося зала. Инсценировать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Упражнение 3: «Пощёчина».

Упражнение 4: на органическое молчание:

«Охота на хищного зверя»

«В тылу врага»

«Разговор через закрытое окно поезда»

«Разговор с глухонемым»

  1. Работа над отдельными сценами.

Работа над отдельными сценами, желательно, чтобы это были пьесы-сказки или пьесы по сюжету близкие возрасту детей, ведется параллельно с упражнениями и является проверкой знаний и умений, накопленных в результате тренировочных упражнений. В отдельных сценах можно уже вычленить сверхзадачу, т.е., что я хочу сказать, сквозное действие, каким способом я добиваюсь цели и выстроить конфликт. Здесь есть фундамент для общения, поиск характера персонажа, а герой пьесы-сказки может быть и животным, и неким сказочным существом вроде Бабы-яги или Кащея Бессмертного, все эти образы раскрепощают фантазию, освобождают огромный простор для веры в предлагаемые обстоятельства.

Практические рекомендации.

  1. Выбор пьесы. На этом этапе очень важно увлечь учеников работой над материалом, необходимо как можно больше узнать об авторе, о периоде времени, когда писалась данная пьеса, выяснить, что послужило толчком к написанию пьесы, об отрезке исторической эпохи, об отрезке исторической эпохи, в которую погружены персонажи. Необходимо организовать просмотр произведений живописи, относящихся к данному времени, увлечь литературой, близкой по духу автору, пьесе.

Эта работа имеет ещё одну положительную сторону, учащиеся начинают читать и изучать литературу, не входящую в школьную программу, тем самым приобретая новые знания и повышая свой образовательный уровень.

  1. Определение задач. Далее необходимо досконально изучить персонаж, над которым работает ученик. Кто он, почему таков, каковы его истоки. В чем его отличие, а чем он похож на тебя самого. Словом, нужно очень хорошо знать свой персонаж. Так М. Чехов рекомендует настолько сродниться со своим героем, так его изучить, чтобы на каком-то этапе работы над ролью ты смог бы общаться с ним, задавать ему вопросы, а он бы тебе отвечал, разумеется, все это происходит в области фантазии, в воображении ученика, или можно составить подробную биографию своего героя, опираясь на материал данный в пьесе, и опять же дофантазируя недостающее. Вся эта подготовительная работа необходима для оправдания задач, стоящих перед твоим персонажем, задач, которые ставит перед исполнителем режиссер, исходя из сверхзадачи будущего спектакля. Необходимо выяснить, чего хочет твой герой и почему поступает именно так, а не иначе.
  2. Этюды роли. Этюды вплотную приближаются к содержанию пьесы, когда ученик в условиях вымысла должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Здесь необходимо обращаться к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
  3. Мизансцена в спектакле. Работа над мизансценами в спектакле практически начинается с этюдов и с простраивания партитуры роли. И так, как мизансцена выражает внутреннюю жизнь персонажа, важно как можно подробнее провести действенный анализ роли. Мизансцену нельзя придумать, нужно, чтобы она вытекла из внутренней жизни и была оправдана исполнителями.
  4. Атмосфера. Атмосфера спектакля тесно переплетается с мизансценированием, оправданием задач, партитурой роли. Словом, весь предыдущий этап работы над ролью и был поиском атмосферы. Все эти компоненты создадут нужное настроение, помогут исполнителю выразить чувства. Можно вернуться к упражнениям, дать задание ученикам на темпо-ритм, который является составной частью атмосферы. Например, ты ждёшь телефонного звонка, для того, чтобы отправиться в кино с подругой, тебе идти не хочется, но ведь ничего не поделаешь… Или ты ждёшь телефонного звонка от любимого человека, с которым вы договорились пойти в кино, а он почему-то не звонит. Ожидание это очень разное. В первом случае ты спокоен, уверен, во втором присутствует нервоз, неуверенность то есть, ожидание – активно.

И наконец, для поддержания атмосферы, внутреннего самочувствия героя, важно подобрать музыку и найти световое решение, исходящее из эмоционального строя спектакля.

  1. Характерность. Внутренняя характерность слагается из того, как данный человек действует и мыслит в данных предлагаемых обстоятельствах. Но для удачного воплощения образа необходимы не только внутреннаяя, но и внешняя характерность героя.
  2. Выпуск спектакля – необходимый завершающий этап. И вот, когда вся необходимая предварительная работа проведена, можно приступить к выпуску спектакля. Первые прогоны дают возможность исполнителям почувствовать линию роли в целом, проверяется темпо-ритм роли, её кульминация, распределяются силы. В прогонах исполнители работают без остановок, а после прогона получают замечания. Это очень непростая работа, так как им приходится быть особенно сосредоточенными, нужно держать всю линию роли в голове и предельно точно запоминать замечания, вносить всевозможные поправки в роль.

Это важный этап формирования спектакля, ибо спектакль совершенствуется по линии становления заложенной автором в него идеи и развития действия – борьбы сил, то есть действующих лиц, за идею и против неё. А так как роль совершенствуется в процессе публичного исполнения, то полезно приглашать на прогоны зрителей. Эти прогоны надо считать за самые ответственные мероприятия.

Наиглавнейшей задачей своей с самых первых часов занятий считаю поиск и открытие ключа к творчеству, когда ребенок становится сотворцом, и когда на определенном этапе трудно найти границу полюса, где твое собственное творчество сливается с творчеством ребенка. Знаю точно лишь одно, когда, условно говоря, ключ творчества найден, остается лишь делать отбор предлагаемых средств и направлять все в нужное русло. Из этого вытекает задача создания атмосферы, способствующей развитию творческих способностей детей.

На первом этапе необходимо объяснить, что работа в театральном коллективе, это прежде всего труд, он же является отправной точкой любого творчества. Труд ежедневный, систематический, благодаря которому можно получить желаемый результат.

Во-вторых, дисциплина. Мы договариваемся о правилах общения и поведения, об этических нормах. Конечно, настоящее понимание важности дисциплины приходит не сразу. Это долгий, подчас мучительный путь: ну, что значит нельзя опаздывать на занятия в театральную студию, когда даже в школу можно? Почему нужно обязательно ходить на все занятия и можно не прийти лишь по уважительной причине? Разве занятия у нас обязательны? Мы ведь дополняем лишь школьную программу и заполняем вакуум между обязательными вещами и свободным временем.

Или почему нельзя просто встать и выйти из зала, а нужно спросить разрешения? Мы же добровольно сюда пришли…

И почему нужно уметь держать внимание на протяжении всего занятия, нельзя переговариваться с соседом, и можно только слушать, воспринимать и самое главное мыслить о том или ином предмете, даже когда он впрямую тебя не касается?

Сплошные вопросы, а ответ один: только когда мы по-настоящему договариваемся об этих вещах, тогда открывается путь к творчеству. И единожды договорившись, я знаю, что можно решать последующие задачи.

Спектакль должен иметь перспективу на жизнь, постоянную встречу со зрителем, так как театр – искусство публичное и зритель ещё один важный партнер актера. Премьера – лишь начало нового этапа работы, основанной на уточнении и углублении найденного способа существования.

Русскую театральную школу принято считать психологической, а театр, наиболее распространенный в нашей стране, называют театром переживания. И для успешной работы в этом направлении необходимо хотя бы отчасти изучить психологию человека и овладеть искусством сопереживания, что расширяет эмоциональную отзывчивость и развивает гибкость души, а спрос на эти качества в последнее время возрос в нашей стране и особенно они необходимы подрастающему поколению, у которого только формируются характер и привычки. Прививая, воспитывая эти качества, можно рассчитывать на полную творческую отдачу со стороны ребенка, ответственность за порученную ему работу, можно быть спокойным за его будущее и, как не вспомнить Н.А. Некрасова: «…поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».