«Работать с родителями трудно, но интересно»

(о проекте «Родители, Москва и Я – навек друзья» школьного семейного клуба «Огонёк») // Слово учителю. Сетевое издание городского методического центра.

Сметанина Наталья Ипатьевна,

кандидат педагогических наук,

методист

ГБОУ ДО г. Москвы «Центр эстетического воспитания детей»

Мочаева Анна Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДО г. Москвы «Центр эстетического воспитания детей»,

cevdcao@edu.mos.ru

В условиях современного образовательного процесса все большую актуальность приобретает взаимодействие семьи и образовательной организации. Сформировать поколение с активной жизненной и гражданской позицией можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих учащихся.

Для этого необходимо установить доверительные отношения, объединить всех в одну общую команду, сформировать потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Именно семья способна обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в формировании его личности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень важно вовлечение родителей в педагогический процесс.

В 2013–2014 учебном году в рамках интеграции общего и дополнительного образования на базе филиала № 2 школы № 354 (Гороховский переулок, д. 10) стал реализоваться совместный проект школы № 354 и Центра эстетического воспитания детей по укреплению связи с семьей, повышению ее педагогической культуры. После проведенной подготовительной работы был открыт семейный клуб «Огонек», который успешно функционирует по настоящее время.

Миссия семейного клуба состоит в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними. Участникам клуба предоставляется возможность получить новый опыт общения, заняться интересным делом, оказать поддержку другим и получить самому, поделиться своими успехами, сформировать мнение о себе как об успешном родителе, педагоге, ученике. В силу этого, основным принципом работы клуба является признание самоценности личности каждого члена клуба, а привлекательным и значимым фактором для всех участников встреч – их эмоциональная атмосфера, то есть живое, гибкое, эмоционально насыщенное содержание работы клуба.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – организация активного общения детей и взрослых воспитание здоровой культурной семьи через встречи, конкурсы, соревнования, экскурсии и походы выходного дня.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся навыки культуры поведения.

2. Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми социально-психологическими умениями различать свои чувства и чувства детей; эффективно организовывать общение в семье.

3. Организовать совместные мероприятия детей и родителей, в результате которых образуется общее поле интересов, провести экскурсии, походы выходного дня в музеи и театры.

4. Пробудить в детях интерес к познанию, стремление задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.

Условия реализации проекта

Организация работы школы с семьей предполагает следующие направления деятельности:

• организацию диагностической работы по изучению семей;

• использование оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей;

• организацию «Родительской школы» по просвещению родителей;

• создание системы массовых мероприятий детей и родителей, организацию совместной, общественно-значимой полезной деятельности;

• выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

• внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

• оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Анализ практического опыта взаимодействия (более двух лет) образовательного учреждения и семьи показывает, что в школе может существовать эффективная форма сотрудничества с семьей – семейный клуб.

Этапы и сроки проведения

Мы выделяем три основных этапа данного проекта:

• подготовительный (сентябрь – ноябрь 2013 г.);

• основной: реализация проекта (2013–2015 гг.);

• заключительный: анализ результатов (январь – февраль 2016 г.)

Основное содержание работы.

Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2013 года) включал в себя следующую работу:

1. Анализ сложившейся в школе ситуации по изучаемой проблеме.

2. Определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотезы и принципов деятельности.

3. Проведение социологического опроса среди учащихся; организации «мозгового штурма» для учителей; родительской конференции по реализации проекта.

4. Разработка программы деятельности семейного клуба.

5. Организация конкурса среди учащихся, родителей и учителей; в ходе общего обсуждения выбиралось название семейного клуба – «Огонек».

6. Формировался актив (команда) семейного клуба из числа учащихся, родителей, учителей.

7. Распределялись роли, давались поручения классам, составлялись детальные графики.

Основной этап (2013–2015 учебный год) был направлен на реализацию программы деятельности семейного клуба «Огонек». В работе клуба принимали участие 120 обучающихся 5–8 классов, их родители, учителя-предметники, классные руководители.

В работе клуба мы условно выделили 4 блока, составляющие его модель:

http://slovo.mosmetod.ru/images/SMETANINA_1.jpg

Рисунок 1

В каждом из четырех блоков выделяются свои задачи, формы работы, способы развития ресурсов семьи.

Заключительный этап (январь – февраль 2016 года) – подготовка проекта к участию в Городских и окружных конкурсах и фестивалях.

В соответствии с основными этапами проекта был определен пошаговый механизм его реализации, представленный в виде пяти модулей.

Содержание основного этапа работы

1. Наша школа вчера, сегодня, завтра.

На этом этапе была проведена следующая работа:

• беседа с обучающимися о социальном проектировании, формировании активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности;

• выбор проблемы. С этой целью на школьной конференции были проанализированы вопросы, требующие решения. Учащиеся и учителя поднимали такие проблемы, как:

– подросток и наркотики;

– право на жизнь – основное право человека;

– здоровые дети – здоровая нация;

– отдых и досуг детей и родителей.

Дискуссия развернулась по последней проблеме. Всем оказался интересным разговор о свободном времени детей. Как его проводить с пользой? Вместе с родителями или лучше без них? Свободное время и школьная жизнь – совместимые понятия? А какие возможные варианты времяпрепровождения в школе? А что можно предложить для организации более интересного и культурного отдыха?

По результатам работы было принято решение поговорить с родителями провести анкетирование (так как не все ученики присутствовали на конференции, только представители от классов).

По результатам анкетирования проблема семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы признана особенно острой. Необходим союз трех сил – детей, родителей и учителей.

Было принято решение об организации семейного клуба в школе.

2. Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия и сотрудничества трех школьных сил – детей, родителей и учителей.

Школьный семейный клуб предназначен оказать помощь родителям:

• в понимании и принятии детей, психологическом просвещении в области развития и индивидуально-личностных особенностей детей, мотивов детского поведения и значения их поступков;

• в осознании собственных мотивов воспитания ребенка с целью дальнейшего индивидуально-личностного развития.

На этом этапе педагогами, занимающимися реализацией курса, была организована работа по группам.

Одна группа занималась диагностической работой по изучению семей (Приложение 5.3).

Другая группа разработала анкеты для родителей (Приложение 5.4). Был собран банк данных (в исследовании участвовали 96 семей).

Третья группа провела опрос среди учащихся 5–8-х классов. Школьники отвечали на один вопрос: «Что ты хочешь от семейного клуба?». Ответы получили следующие:

• узнать больше о себе, о своих возможностях;

• познакомиться с разнообразными играми, которые можно использовать с друзьями, с родителями, с сестрами, братьями и т.д.;

• освоить способы поведения в трудных ситуациях;

• научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых людей и т.д.

Четвертая группа брала интервью у учителей. На вопрос «Нужен ли нашей школе семейный клуб и какова его деятельность?» все учителя высказали суждения, что семейный клуб нужен, потому что:

• семейный клуб позволит создать среду для самораскрытия, обмена опытом и апробации новых форм взаимодействия детей и взрослых;

• расширит палитру педагогических приемов воздействия на ребенка.

3. Разработка программы деятельности семейного клуба «Огонек».

Программа деятельности семейного клуба рассчитана на два года (с дальнейшей пролонгацией при условии сформированной устойчивой группы участников).

Участники клуба – учащиеся 5–8 классов, их родители и учителя.

Первый блок программы посвящен формированию навыков культуры поведения у учащихся.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона в семейном клубе «Огонек» мы знакомим детей с первых занятий.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи приветливых форм общения и т.п.), мы учим понимать смысл и значение тех или иных правил поведения человека и в доступной форме раскрываем их.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Культурные люди подчиняются дисциплине, то есть самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающих других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений и крика, потому что унизят этим, прежде всего, себя.

Главная задача первого блока программы по культуре поведения через ролевые игры, занятия ввести детей в «Мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе педагоги стимулируют рефлексию, что и происходит в процессе игр.

На каждом занятии обучающиеся:

• знакомятся с правилами этикета;

• формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни;

• учатся видеть свои недостатки в поведении и умеют их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

• учатся относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявляют нетерпимость к дурным поступкам людей;

• воспитываются любовь и уважительное отношение в близким и окружающим людям;

• воспитывается бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

• формируется любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства; воспитывается сострадание ко всему живому.

Особое значение придается сюжетно-ролевой игре, она занимает важное место в жизни участников клуба. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Главное – давать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

В клубе «Огонек» на занятиях по культуре поведения создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Второй блок программы «Родительская школа» направлен на решение следующих задач:

• вызвать интерес родителей к познанию самих себя;

• дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми социально-психологическими умениями различать свои чувства и чувства детей;

• эффективно организовать общение в семье.

Программа семинарских занятий Школы для родителей является комплексной и включает в себя: индивидуальные консультации; групповые информационно-дискуссионные занятия по темам, вызывающим наибольший интерес родителей, а также тренинговые занятия.

Одной из основных форм работы с семьей в рамках семейного клуба является родительский лекторий (родительский семинар). На нем обсуждаются проблемы семьи. Собрания не сводятся к монологу педагога или психолога. Это – взаимный обмен опытом, мнениями, идеями, совместный поиск. Родительские семинары способствуют повышению педагогической и психологической культуры родителей, психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий родители принимают активное участие.

В качестве примера приведем следующие темы родительских семинаров:

• «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка»;

• «Семейный стресс и стратегии копинг-поведения семьи в психотравмирующих ситуациях»;

• «Роль навыков формирования внутрисемейного общения в формировании самосознания у детей».

Проведение родительских семинаров предусматривает решение основной задачи: изменение сферы сознания и самосознания родителей и реальных форм взаимодействия в семье.

Третий блок программы «Совместные встречи с детьми и родителями» посвящен общению родителей и детей, в результате которого образуется общее поле интересов. Мы не вторгаемся в семью; опосредованно, через ребенка, родитель поднимается для его уровня, становится интересным ему.

Праздники – особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

• обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

• помощь в разработке сценария;

• поиск литературного материала;

• разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

• придумывание капустников, рассчитанных на детей и взрослых;

• подготовка отдельных номеров;

• пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

• помощь в оформлении помещения;

• помощь в изготовлении сюрпризов и подарков;

• подготовка праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и педагогов; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Есть еще одна большая ценность в праздниках: они позволяют взрослым «доиграть» свое детство в игре, стать «равным» ребенку.

Четвертый блок программы «Экскурсионная деятельность, походы выходного дня». Общение взрослых и детей строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.

Организуя экскурсии (еженедельно – «Экскурсионная работа»), посещение театров и музеев, мы стараемся сформировать у школьников широкое представление об окружающем мире, приблизить их к философскому осмыслению многих понятий через музыку, слово, картину.

В процессе деятельности семейного клуба используются и другие формы работы с семьей: вечер встречи, практикум, мастер-класс, мастерская общения, деловая игра, беседы, рассказ, круглый стол, поэтическая и музыкальная гостиные, совместные праздники, игры и др.

4. Реализация программы: от теории к практике

При реализации программы семейного клуба мы руководствовались принципом: есть желание – будет результат! Насильно, даже при условии административного ресурса школы, мы никого в члены клуба не принимаем. У каждого класса (команды) есть капитан, своё название, девиз. В клубе пять команд из числа детей, родителей и педагогов. Участвуя в разнообразных мероприятиях, ежемесячно подводятся итоги между классами за звание «лучший класс школы». В основе соревнования – реализация четырех программных модулей, подготовка и организация определенных мероприятий (праздников, акций памяти, социальных проектов, интеллектуальных викторин, спортивных соревнований, туристических сборов и пр.). Это дает возможность для самореализации детей и родителей. «Пусть мы не всегда побеждаем, но мы вместе!» – так говорят ребята и взрослые, потому что они друг друга понимают и слышат.

В семейном клубе «Огонек» большой популярностью пользуются объединения: клуб интересных встреч и экскурсионный клуб «Моя Москва».

Члены семейного клуба проводят большую работу в двух школьных музеях – в музее Боевой славы и в музее «Школа на Старой Басманной». На базе музеев организуются встречи с ветеранами, выпускниками школ, проводятся экскурсии, уроки мужества, интерактивные занятия и т.д.

Итак, жизнь школьного семейного клуба «Огонек», которую создают вместе дети и взрослые, отражена в Программе. Эта Программа ясно и четко показывает будущее школы, ее завтрашний день и его отличие от сегодняшнего. А это значит, что через эту призму можно улучшить школьную жизнь.

«Наш семейный клуб – это хорошая школа и проверка на гражданскую прочность для дальнейшего жизненного пути наших воспитанников» – так сказал председатель родительского клуба Шикерин Иван Викторович на общешкольной родительской конференции (сентябрь 2015 г.).

Выпуск детской газеты семейного клуба «Огонек» как отражение интересной и разнообразной школьной жизни

Хорошей традицией в семейном клубе стали регулярные выпуски детских газет, рассказывающих о самых интересных и важных событиях, захватывающих учащихся, родителей и педагогов. Над каждым из выпусков работает большая и дружная редакционная команда. В нее входят представители от каждого класса и родители. Возглавляет эту работу педагог-организатор Г.М. Каримова. Вот что она сказала в своем интервью: «У нас подобрался очень дружный редакционный коллектив. Все поддерживают друг друга. Не было все легко и просто. Главное, что мы с учителями и родителями – одна команда. Все неприятности, неудачи в работе стоят того “спасибо”, которое нам говорят ребята, вырывая из рук очередной выпуск детской газеты. А это уже наша победа!».

Благодаря нашим газетам, о деятельности семейного клуба и жизни школы знают в Басманном районе, Центральном округе города Москвы. Мы тесно взаимодействуем с Управой, Советом ветеранов Басманного района, муниципалитетом округа Басманный. Кроме того, частыми гостями на наших мероприятиях бывают: «Общество воинов-интернационалистов Афганистана района Басманный», врачи поликлиники № 5, сотрудники отдела внутренних дел, представители творческих союзов, спортивных организаций.

Заключение

Значимость проекта, важность поставленных проблем

Совместная деятельность школьников с родителями и учителями приводит к развитию ресурсов семьи. Ни одна педагогическая система не может быть достаточно эффективна, если в этой системе нет места семье. Если школа и семья существую отдельно друг от друга, то ребенок оказывается внутри двух несообщающихся систем. Только в союзе трех сил (ребенок – родитель – школа) возможно создание условий, помогающих раскрытию потенциальных возможностей ребенка, формирующих у него определенные социальные качества, адекватные общественным потребностям.

Анализ результатов исследования

Для анализа результативности осуществляемой работы мы использовали количественную и качественную оценку с применением всего спектра психологического, педагогического инструментария: моделирование, опросники, анкеты, шкалы оценивания, психологический анализ совместной деятельности детей и родителей, анализ игровой деятельности ребенка, тесты, интервью, наблюдение, обратная связь участников в конце каждой встречи, собственная рефлексия и т.д.

Диагностика воспитательных результатов – наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Поэтому оценивается как динамика личностных и коллективных изменений в течение длительного периода, так и эффективность конкретных разовых воздействий или коллективного дела:

• востребованность предлагаемой деятельности;

• наличие динамики развития коллектива клуба;

• включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность;

• применение детьми полученных знаний по культуре поведения и опыта вне занятий клуба, вне школы;

• появление на занятиях клуба полных семей;

• улучшение детско-родительских отношений.

Ученица 8 класса написала в анкете: «Я с удовольствием участвую в работе семейного клуба “Огонек”. Поняла, что это не только возможность направить свою энергию в положительное русло, но и способ самопознания и самореализации…».

Ученик 6 класса отмечает: «Мои мама и бабушка регулярно посещают “Родительскую школу”, у них столько положительных эмоций после бесед с психологом, социальных педагогом, врачами, юристами, учителями…».

Ученик 8 класса сказал, что ему очень нравятся люди, которые приглашаются в клуб интересных встреч. На него произвела большое впечатление встреча в семейной гостиной с Натальей Андреевной Домашневой, автором 15 книг об истории Басманного района. На этой встрече он много нового узнал о своей улице, на которой он родился и живет. Родители дали высокую оценку экскурсионной деятельности и походам выходного дня в рамках семейного клуба.

Таким образом, системная работа семейного клуба «Огонек», связь с различными органами власти позволяет учащимся уже сегодня проявлять свою активную жизненную позиции. Реализация программы семейного клуба способствует повышению воспитательного потенциала семьи и утверждению родителей в качестве субъектов целостного образовательного процесса.

Результатами работы стали:

1. Созданы психолого-педагогические условия для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между нами.

2. Успешно функционировала «Родительская школа», исходя из реальных потребностей родителей, дедушек и бабушек. В настоящее время эти категории дополнили няни и гувернантки. Причем, как показывают наши наблюдения, именно современные няни очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своих воспитанниках и предлагают конкретные темы для изучения на родительских семинарах.

3. Результаты текущего и итогового мониторинга показали эффективность созданной модели клуба для детей, родителей, педагогов.

Предложения:

1. Активизировать работу с различными органами власти, участвовать в общественной жизни района, округа, города. Вовлекать школьников во все формы добровольческой деятельности, развивать социальную активность.

2. В работе семейного клуба активно использовать инновационные педагогические и информационные технологии (открыть сайт).

3. Для эффективной деятельности клуба необходимо выделить отдельный кабинет в школе.

4. Необходимо использовать ресурсные возможности родителей, их профессиональной деятельности.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск, 2003.

2. Глассер У. Школа без неудачников // Пер. с англ. М., 2001.С. 171–173.

3. Зацепа М.Б., Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. М.: АРКТИ, 2000.

4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000.

5. Образование родителей и школа. Учебно-методическое пособие // Под ред. Л.Г. Петряевской. М., 2009.

6. Помощь родителям в воспитании детей // Общ. ред. и предисловие В.Я. Пилиповского // Пер. с англ. М., 2002.

7. Сметанина Н.И. О педагогическом взаимодействии детей и родителей в учреждении дополнительного образования // Московская школа: вчера, сегодня, завтра. Информационно-аналитическое издание Департамента образования города Москвы. 2008. № 5. С. 21–25.

8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы // Пер. с фин. М., 2003.

9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Просмотров 932

Опубликовано в Детское движение и ученическое самоуправление