10.06.2016 Ерёмин С.П. Экскурсионный клуб «Моя Москва» («Школьная кругосветка») //

Слово учителю. Сетевое издание городского методического центра.

Образовательной составляющей стандартов нового поколения является интеграция основного и дополнительного образования. Еще до революции российские педагоги писали о значении внеаудиторной работы с учащимися, дополнительного образования и, в частности, разрабатывали экскурсионную методику. Над этим работали Б.Е. Райков, Д.Н. Кайгородов, Е.А. Звягинцев, В.В. Половцев, и др. В 1910 г. вышла книга «Школьные экскурсии, их значение и организация» под редакцией Б.Е. Райкова Б.Е. и Г.Н. Боча.

Сегодня экскурсионная деятельность становится, может быть, не только методом познания, но и служит социализации, творческой реализации учащихся.

Особенностями экскурсионного метода познания являются отбор нужного материала и соотнесение его с ранее полученными знаниями. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании познавательных эмоциональных и волевых психических процессов.

Сама форма экскурсии – это мини-поход, путешествие, где в иной обстановке учащиеся общаются с педагогом и друг с другом, получают новые знания или могут на практике применить ранее полученные.

Дети на экскурсии видят памятники истории, культуры воочию, могут буквально прикоснуться к ним, почувствовать, что стоят на месте каких-то событий, где жили, ходили люди несколько веков назад. Экскурсии дают наглядные, зрительные впечатления, которые надолго запоминаются. Экскурсии обогащают знаниями и в архитектурных стилях, и в художественных школах, и в развитии науки, и в бытовых особенностях того или иного времени: следовательно, они могут и должны дополнить классно-урочные занятия.

Отдельно следует отметить воспитательный потенциал этого метода обучения. Если на экскурсии вместе с детьми приходят и их родители (в нашей школе такие экскурсии проводятся в рамках семейного клуба «Огонек»), то роль этого мероприятия вообще трудно переоценить. Укрепляется взаимопонимание и общность интересов в семье, между семьями одноклассников, между домом и школой.

В качестве экскурсовода может выступать не только педагог, но и сами ученики и родители.

Подготовка материалов к экскурсии, последующее ее проведение развивает творческое начало и исследовательский интерес учащегося, может стать первым шагом для выбора профессии.

Работа юного экскурсовода способствует развитию умения находить, систематизировать, преобразовывать и использовать нужную информацию, умение общаться с людьми (то есть информационную и коммуникационную компетентности), навыки самоорганизации и самообразования.

С 2013 года в школе № 354 работает экскурсионное объединение «Моя Москва» в рамках семейного клуба «Огонек». Сложилась группа учащихся, которые постоянно ходили на пешие прогулки и стремились найти новую информацию об окрестностях школы и их обитателях. Затем они по очереди стали пробовать себя в роли экскурсоводов. Постепенно была выстроена система экскурсионной деятельности, включающая изучение истории улиц, зданий, достопримечательностей района Старой Басманной.

На общешкольном традиционном форуме была высказана идея организации в 2015–2016 учебном году массовых экскурсий для учащихся. Для этого нужно было, в первую очередь, хорошо изучить историю Гороховского переулка, где расположена наша школа (которая является одним из старейших образовательных учреждений Москвы). Учитывая эти обстоятельства, следовало связать историю здешних мест с историей самой школы. Во время работы по подготовке экскурсии было решено расширить экскурсионный маршрут. Он был разработан группой учеников таким образом, чтобы экскурсия начиналась у школы, шла по окрестным улицам и у школы же заканчивалась. Так получилась «Школьная кругосветка» (ее содержание – в приложении).

На каждый объект были подготовлены по два экскурсовода из числа учащихся.

Еженедельно, по субботам, классы ходили на экскурсию, а затем свои впечатления оформляли в виде отзывов, эссе; полученные сведения использовались на уроках географии, истории литературы, МХК. Таким образом, экскурсионная деятельность стала дополнением для аудиторных занятий и подспорьем для преподавателей-предметников. Сам клуб «Моя Москва», первоначально ориентированный на небольшие группы заинтересованных учеников, приобрел общешкольное значение.

Чтобы информация, полученная на экскурсии, лучше запомнилась, подготовка к проведению строится по следующей схеме:

1 этап – подготовительный: экскурсовод знакомит ребят через презентацию с предстоящим объектом и приглашает их вместе с родителями на экскурсию.

2 этап – основной: проводится экскурсия «Школьная кругосветка», по ее окончанию ребята получают задания.

3 этап – заключительный: на уроках и классных часах школьники рассказывают о своих впечатлениях, пишут отзывы, эссе, реализуют исследовательские проекты, которые располагают на школьном сайте.

Цель проведения экскурсий – формирование гражданской позиции у обучающихся, выработка уважения к малой родине, тому месту, где они живут и учатся на основе их включения в работу экскурсионного клуба «Моя Москва».

Задачи:

1. Развить интерес и уважение у школьников к истории своей школы, ближайшему окружению, историческим ценностям.

2. Пополнить новыми материалами музей «Школа на Старой Басманной».

3. Расширить знания у обучающихся по истории, литературе, географии, мировой художественной культуре за счет экскурсионного материала.

4. Установить дружественные связи между подростками разных национальностей, развивать толерантное отношение к окружающим как одного из шагов к культурной личности юного москвича.

По опыту деятельности экскурсионной группы «Моя Москва» можно сделать некоторые выводы:

1. Экскурсионной деятельностью охвачено 260 учеников, 37 родителей и 11 учителей школы № 354.

2. Подобрался дружный коллектив экскурсоводов из 11 учеников, трое из которых решили связать свою будущую жизнь с этой работой.

3. Участники проекта ощущают свою пользу и перспективы, а благодарность слушателей говорит о том, что проект надо продолжать и расширять.

В перспективе последует расширение изучаемых объектов, улиц, выход за пределы района, в котором расположена школа, проведение экскурсий совместно с родителями. Планируется распространение тематики и увеличение аудитории экскурсий.

Одним из преимуществ экскурсионного клуба «Моя Москва» является включение его активистов в состав Молодежного клуба при Управе Басманного района, что позволяет обеспечить эффективное взаимодействие школы с органами местной исполнительной власти.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Просмотров 740

Опубликовано в Детское движение и ученическое самоуправление